Основные права потребителя и их регулировка

Нарушение прав потребителя — это то, чем грешат многие недобросовестные продавцы, чаще всего те, кто продает ходовой, пользующийся спросом товар. Их поддельный под оригинал товар, имеющий низкое качество, или того хуже просроченные продукты могут нанести серьезный вред здоровью. Для исключения подобных ситуаций был принят Закон о защите потребителей, который всегда на страже соблюдения прав покупателей и выполнения обязанностей продавцами. Знание его основных норм позволит вам всегда делать качественные покупки и при необходимости отстаивать свои права, требуя должного обслуживания, а также находить выход в самых сложных ситуациях, которые могут возникнуть при обнаружении не соответствующего требованиям товара.

закон о защите прав потребителей
Этот закон дает каждому потребителю право на качество, что означает, что продавец должен продавать только товар надлежащего качества

Закон о защите потребителей – описание

Этот закон дает каждому потребителю право на качество, что означает, что продавец должен продавать только товар надлежащего качества и гарантировать, что этот товар безопасен для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Перед покупкой товара вы вправе по первому требованию получить полную и достоверную информацию о продавце и о самом товаре (составе, содержании, правилах его эксплуатации и т.д.). На товар должен быть установлен не только срок годности, но и гарантийный срок или, иными словами, срок ответственности продавца перед потребителем. В течение этого срока, различного для разных типов товара, потребитель может предъявлять продавцу претензии и требовать возмещения убытков, замены или ремонта товара.

Потребитель

При рассмотрении вопросов о защите прав потребителей закон считает:

  • Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, Вы являетесь потребителем если:

  • уже купили товар, заказали работу или услугу,
  • только имеете намерение это сделать,
  • пользуетесь товаром (работой, услугой), который не покупали (не заказывали) непосредственно сами.

Например, фирма приобрела для своих сотрудников туристические путевки, эти граждане являются потребителями, хотя сами эти путевки и не покупали.
Например, Вы купили авиабилет для своего знакомого и Вы, и Ваш знакомый являетесь потребителями.

Вы не являетесь потребителем:

  • если купили товар (заказали работу, услугу) для своей предпринимательской деятельности.

Потребителем может быть только гражданин, т.е. физическое лицо, если юридическое лицо (например, организация) приобрело товар для своих нужд, то данная ситуация не попадает под правила о защите прав потребителя и в случае возникновения проблемы решать ее нужно с помощью общегражданского законодательства.

Основные права

Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми — увы! — нам приходится сталкиваться слишком часто.

Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба
Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки — сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права — они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Правовые акты

Защита прав потребителей регулируется следующими основными правовыми актами:

  • О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300–1
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая.
    30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
    26 января 1996 года N 14-ФЗ

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Главный закон в этой сфере — это Закон РФ “О защите прав потребителей”, его необходимо знать каждому потребителю! Нормы этого закона конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом законе, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.

Кроме Закона РФ “О защите прав потребителей” и Гражданского кодекса РФ, права потребителей в законодательстве России регулируются также Правилами продажи отдельных видов товаров и Правилами оказания отдельных видов услуг, утвержденными Правительством РФ.

Существует также большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе и при оказании услуг потребителям:

  • Федеральный Закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”,
  • Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”,
  • Воздушный кодекс РФ и др.

В Библиотеке нормативных актов Вы найдете список всех правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей.

Памятка действий для потребителя

Управление Роспотребнадзора информирует о действиях потребителя в случае нарушения его прав при приобретении продуктов питания.

Обращение в суд
В случае если продавец отказывается исполнять требование потребителя в добровольном порядке, необходимо обратиться в суд

Для этого необходимо знать:

  1. Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца и изготовителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию на маркировке (этикетке) товаров о производителе, его местонахождении, сроке годности, дате выработки и основных потребительских свойствах товаров. Указанная информация должна быть обязательно на русском языке.
  2. На такие товары как: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки – необходимо обратить особое внимание на сроки их реализации. Никогда не нужно покупать товар, срок реализации которого истек, даже если он продается по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление или иное серьезное заболевание.
  3. В подтверждении факта покупки продуктов питания потребителю продавец выдает документ, подтверждающий факт покупки. В случае, если позже с приобретенным товаром возникнут какие-либо проблемы, связанные с качеством товара, кассовый чек поможет без лишних проблем вернуть стоимость за некачественный товар.
  4. Если все же возник конфликт по поводу возврата товара ненадлежащего качества, для этого необходимо правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и требования потребителя. Претензию обязательно надо подать в письменном виде и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у потребителя. Если потребителю отказывают в этом, то претензия направляется продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении.
  5. В случае если продавец отказывается исполнять требование потребителя в добровольном порядке, необходимо обратиться в суд.
Поделиться с друзьями
Виталий
Виталий

Меня зовут Виталий Мовчан. Я практикующий юрист в области гражданского права. Помог сотням граждан разрешить трубные жизненные ситуации. На страницах данного портала делюсь собственным опытом и полезной юридической информацией для повышения правовой грамотности населения.

Оцените автора
Добавить комментарий