Приветствуем всех посетителей нашего сайта, и сегодня мы расскажем, что такое диагностическая карта для ОСАГО и для чего она требуется. Ведь немало водителей, особенно начинающих, слыша термины: «технический осмотр» (ТО), «талон ТО», «диагностическая карта» (ДК), «ТО для ОСАГО» и т. п., путаются в названиях и зачастую не знают, что им из всего этого нужно.
Что такое диагностическая карта
Если раньше основным документом, подтверждающих техническую исправность автомобиля, был талон техосмотра, то теперь ситуация изменилась. С 1 августа 2012 года ее заменил новый документ – диагностическая карта.
Диагностическая карта выдается автовладельцу после проверки автомобиля экспертом. Она представляет собой лист формата А4, в котором указаны регистрационные данные машины и отмечены основные пункты проверки технического состояния (двигатель, тормозная система, стеклоочистители, колеса и т.д.). Кроме того, на диагностической карте обязательно должна стоять подпись эксперта, который проводил техосмотр автомобиля, – без нее документ является недействительным.
Диагностическая карта оформляется в двух экземплярах (автовладельцу на руки выдается один из них), а вся информация с нее в электронном виде дублируется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (там она хранится 5 лет).
Обратите внимание, что диагностическая карта – это документ строгой отчетности, каждый выданный документ имеет собственный идентификационный номер (указан в первой же строке слева).
Еще одно важное отличие диагностической карты от талона техосмотра, – это то, что ее не надо всегда возить с собой. Диагностическая карта нужна для оформления полиса ОСАГО (а вот без него как раз ездить нельзя, за это предусмотрен штраф).
Где получить
Диагностическую карту теперь выдает не ГИБДД, а технический эксперт аккредитованного в РСА сервисного центра, в котором транспортное средство проходит осмотр. Процедура ТО предусматривает оформление двух письменных экземпляров карты: первый отдается собственнику автомобиля, а второй остается у оператора и хранится на протяжении трех лет.
Это исключает подделку, оформление задним числом и сокрытие недостатков при следующем осмотре. В карте указывается срок действия техосмотра. Именно на его основании страховщики оформляют полис ОСАГО – вот зачем нужна диагностическая карта техосмотра в 2019 году. Помимо бумажных, создается электронная версия карты, которая вносится в базу ЕАИСТО, где сохраняется пять лет. Процесс происходит практически немедленно после ТО. Ждать несколько дней не нужно. Если вам обещают, что информация о техосмотре обязательно появится в базе через несколько дней, то вас пытаются надуть.
Сколько стоит
Стоимость проведения техосмотра и получения диагностической карты зависит от трех показателей:
- Тип транспортного средства.
- Регион.
- Тарифы организации, где проводится техосмотр.
Законодательством определено требование устанавливать максимальный порог стоимости техосмотра региональными властями. Ознакомиться с правилами формирования тарифов можно в главе 3 статьи 16 Федерального закона №170.
Согласно установленному максимальному порогу, пункты техосмотра определяют тарифы. Например:
- легковой автомобиль — не более 720 рублей в Москве и 881 рубля в Питере;
- мотоцикл — до 240 рублей в Москве и 273 рублей в Питере;
- грузовые авто грузоподъемностью более 12 тонн — до 1630 рублей в Москве и 1997 рублей в Питере.
Согласно этим цифрам, пункты ТО формируют собственные тарифы. В некоторых организациях льготникам делают скидки. Эту информацию надо уточнять у местных властей.
Подведем итоги. Диагностическая карта выдается каждому автовладельцу после прохождения технического осмотра. Этот документ необходим для получения полиса ОСАГО и КАСКО. Без карты оформление страховки невозможно. Сотрудникам ГИБДД для проверки она не нужна.
Сроки выдачи
Срок действия диагностической карты зависит от типа транспортного средства, подлежащего техосмотру, и его возраста:
- Машины возрастом от трех до семи лет получают диагностическую карту на два года вперед, а начиная с семилетнего возраста ТС – техосмотр проводится ежегодно.
- Также раз в год диагностическую карту меняют владельцы спецтранспорта со световыми и звуковыми сигналами, учебных автомобилей и грузовиков общей массой более 3,5 тонн.
- Для легковых такси и всех видов пассажирского транспорта с количеством мест более восьми диагностическая карта действует не более полугода. К этой же категории относятся машины специального назначения для перевозки опасных грузов.
Легковым автомобилям возрастом до трёх лет проходить техосмотр не нужно, диагностическую карту автовладелец получит при постановке авто на учёт.
Как получить диагностическую карту
Право выдачи документа имеют индивидуальные предприниматели и фирмы, прошедшие аккредитацию. Информация содержится на сайте Российского Союза Автостраховщиков. В списке имеются не только наименования субъектов предпринимательской деятельности, но и контактные данные.
Перечень документов
Для осуществления процедуры ТО владелец обязан передать оператору СТО автотранспорт и такие документы:
- Гражданский паспорт (проверить действительность можно тут).
- Свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства.
В случае прохождения ТО представителем владельца, необходимо также наличие рукописной доверенности. Истребование дополнительных документов является незаконным, за исключением случаев, когда идентификационные данные транспорта разнятся с указанными в регистрационном документе
Порядок получения
Между оператором и клиентом заключается типовое соглашение, после чего выполняется проверка:
- моторной части;
- тормозной системы;
- работоспособности рулевого управления;
- шин, дисков;
- выхлопа (на токсичность);
- элементов обзорности (зеркал, стекол);
- корректности функционирования светосигнальных приспособлений и устройств.
При несоответствии показателей требуемым нормам требуется проведение повторного ТО после того, как замечания устранены.
При отсутствии какого-либо из требуемых документов или при обнаружении расхождений между фактическими данными и перечисленными в документах, в проведении техосмотра может быть отказано.
Важно убедиться в наличии у оператора возможности выхода в общую систему ТО и получить подтверждение о внесении диагностических сведений в реестр. В противном случае электронный результат проверки не попадет в общую базу, страховая организация не получит подтверждения достоверности диагностической карты, и возникнут проблемы с оформлением страховки. В таком случае следует обратиться за получением карты в другой ПТО, а с оператора, выдавшего незарегистрированный документ, потребовать компенсацию через суд.
Получение ДК без осмотра
Поскольку техническое тестирование машины является довольно продолжительной процедурой, многие водители предпочитают её избежать, получив ДК без осмотра машины. Такую услугу оказывают аккредитованные СТО (но не все), однако делается это на не вполне легальной основе. Для такого осмотра нужны те же документы, на основании которых представитель сервисного центра оформляет новый бланк и обновляет данные в базе ЕАИСТО.
Полученная таким образом диагностическая карта для ОСАГО ничем не отличается от той, которая оформлена по всем правилам, однако на её получение тратится не больше 10-15 минут. Расценки на эту услугу могут быть как выше обычных (включать плату за небольшое нарушение регламента), так и ниже (делать скидку на быстроту прохождения осмотра) – это зависит от внутренней политики СТО.
Некоторые автосервисы и компании по оказанию автоуслуг оформляют диагностические карты даже без личного визита к ним. Достаточно позвонить по телефону или заполнить бланк заявки на сайте, перевести дилеру оплату – и можно считать, что новая диагностическая карта уже у вас в кармане. Часто одновременно с ДК можно оформить и ОСАГО. Но пользоваться этим способом нужно очень осторожно, так как с большой долей вероятности можно столкнуться с банальным мошенничеством. Вы рискуете получить с курьером лист бумаги с печатью, но данные в ЕАИСТО обновлены не будут, а значит, деньги окажутся уплаченными зря.