Отказаться в поездке можно не только из-за болезни, политической ситуации на курорте или другие непредвиденные ситуации. Иногда бывает достаточно плохого настроения или банального «не хочу, не буду». Договор с туристическим агентством: в каких случаях можно вернуть потраченные деньги, если отдых не состоялся по разным причинам.
- Перечитайте договор с турфирмой
- Мне сказали, что нельзя отказаться от тура. Это правда?
- У меня не получается поехать
- Турфирма закрылась
- На курорте начались проблемы
- Что делать, если я просто уже никуда не хочу…
- А если проблемы возникли во время путешествия?
- Как вернуть деньги за путевку?
- Туроператор не хочет возвращать деньги. Что дальше?
- Резюме
Перечитайте договор с турфирмой
Все ваши отношения с туристическим агентством определяются договором об оказании услуг, в котором должны быть указаны:
- название, адрес и регистрационный номер туроператора;
- информация для туристов;
- подробная информация о туре: программа, маршрут, условия проживания (название отеля, количество звезд, характеристики номеров) и питание. Все дополнительные услуги должны быть указаны в договоре.
- страховая информация. Страхование является добровольным и может быть недоступно;
- полная стоимость тура в рублях;
- сведения о билете и сроках его передачи туристу;
- права, обязанности и ответственность туриста и туроператора;
- причины и порядок изменения и расторжения договора.
Кроме того, в договоре с туристическим агентством должна быть прописана информация о размере финансовой гарантии ответственности туроператора – на случай, если во время поездки с турфирмой случится что-то нехорошее. Вы всегда можете пойти домой и получить деньги за нанесенный ущерб.
Если вас не устраивают условия соглашения, маловероятно, что вам будет разрешено вносить свои изменения. Однако вы можете не подписывать его и найти другую компанию, которая предложит более привлекательные условия.
Мне сказали, что нельзя отказаться от тура. Это правда?
Вы можете отказаться от чего угодно. Все зависит от объективных причин и суммы денег, которую вы потеряете.
У меня не получается поехать
Это простейший сценарий развития ситуации, поскольку он предусмотрен статьей 10 закона
№ 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности». Причины расторжения договора
(или изменения к ним) между вами и туристическим агентством считается:
- изменение времени в пути;
- резкое повышение тарифов перевозчика (например, авиабилетов);
- ухудшение ранее согласованных условий ваучера;
- невозможность предпринять поездку по независящим от туриста причинам
На практике убедительными доказательствами наличия непредвиденных обстоятельств будут:
- вызов в суд;
- выписка из карты здоровья или больничного листа;
- письменный отказ в выдаче визы.
Чаще всего компенсация в вышеперечисленных случаях обеспечивается страховкой, которая накладывается на заказчика при бронировании тура. Вы можете отказаться от страховки, но в случае расторжения договора турфирма вернет только часть стоимости тура
минус ваши потери.
Турфирма закрылась
Если туристическое агентство обанкротится, по закону все клиенты имеют право на полный возврат уплаченной суммы. На практике возможно вернуть не более 20%, что связано с большим количеством пострадавших. Даже опытные юристы не могут изменить ситуацию.
На курорте начались проблемы
Одной из причин может быть закрытие курорта из-за стихийных бедствий (цунами, землетрясение, извержение вулкана) или политически нестабильной ситуации. Если нет официального заявления МИДа о запрете посещения этого направления, отказ от тура считается добровольным.
В случае запрета вопрос о переводе командировки и возврате денежных средств оговаривается индивидуально (в офисе, где был подписан договор).
Что делать, если я просто уже никуда не хочу…
Если вы решите отказаться от поездки без видимых причин, просто из-за настроения или интуиции, вернуть деньги будет намного сложнее. Ошибка заключается в подписанном вами контракте, который часто содержит информацию о штрафах мелким шрифтом.
При этом размер штрафа устанавливается туристическим агентством самостоятельно. Некоторые компании готовы вернуть большую часть денег, если вы откажетесь от ваучера за месяц до вылета, и вывести всю сумму, если вы передумаете за несколько дней до начала поездки.
Турагентства сделают все возможное, чтобы ваши деньги не вернули, и до тех пор, пока вы их не попросите, отношение к вам будет справедливым. Поэтому самым правильным решением будет перенос даты поездки.
Кроме того, как только предыдущее соглашение будет расторгнуто и новое соглашение получит срок в 2-3 месяца, у вас будет время, чтобы отменить поездку без штрафных санкций
(или с минимальными потерями).
Если вы не можете (или передумали) отправиться в путешествие и хотите вернуть свои деньги, не теряя времени, попробуйте перепродать ваучер. Переоформить тур на другого человека будет намного проще и все будут счастливы: вы вернете большую часть суммы, новоиспеченный турист уедет в отпуск, а турфирма не потеряет ни цента.
А если проблемы возникли во время путешествия?
Если во время поездки что-то пошло не так – началась война или вы сняли отвратительный отель (что не менее неприятно), вы можете потребовать компенсацию дополнительных расходов.
Сохраните все чеки и по возвращении домой напишите претензию в туристическое агентство что вам были оказаны услуги низкого качества. Жалоба подается в течение 20 дней с момента истечения срока действия договора и рассматривается туристическим агентством в течение 10 дней с момента получения.
Как вернуть деньги за путевку?
Что касается денег, то получить 100% суммы вряд ли удастся – согласно статье 32 Закона «О защите прав потребителей» компания имеет право удержать фактические расходы, связанные с организацией вашего отдыха. У туроператора должны быть доказательства: квитанции об оплате билетов и отелей, регистрация полиса и многое другое.
Если вам кажется, что туроператор жульничает и пытается «накрутить» свои расходы, с этим можно и нужно бороться. Сделайте официальный запрос в гостиницу или авиакомпанию – они подтвердят, что человек с вашими паспортными данными не оплатил проживание или билеты.
Прежде всего, письменно проинформируйте туроператора о своей готовности перенести поездку на удобное время или отменить тур с просьбой о возврате денежных средств. Передайте заявку представителю туроператора, спросите дату и подпишите квитанцию на вашем экземпляре.
Вы также можете отправить заявку заказным письмом с уведомлением. Дублируйте свой отказ на электронную почту туроператора. Это ускорит решение проблемы и станет еще одним доказательством того, что вы отправили документы вовремя.
Туроператор не хочет возвращать деньги. Что дальше?
Для таких случаев есть добрая традиция: писать жалобу в Роспотребнадзор. Они помогут уладить дело в суде, а также устроят внеплановый осмотр недобросовестного туристического агентства. Это может положительно сказаться на готовности последнего разрешить вопрос “полюбовно».
Также Вы можете сразу же подать жалобу в суд по месту жительства (Статья 17 закона «О защите прав потребителей»). Если стоимость жалобы не превышает 50 тысяч рублей, она подается в мировой судья и рассматривается в течение месяца.
Если сумма жалобы превышает 50 тысяч рублей, дело передается в районный суд и разрешается в течение двух месяцев. При подаче иска вам не нужно платить государственную пошлину.
Заявление о претензии должно содержать ваши доказательства и претензии, включая компенсацию морального вреда (но это необязательно). К повестке прилагаются:
- договор с туристическим агентством;
- квитанция об оплате путевки;
- копия вашего запроса на возмещение стоимости ваучера с подтверждением получения (отметка на заявлении или почтовом уведомлении);
- документ, подтверждающий отказ турфирмы в возврате денежных средств;
- расчет стоимости аварии;
- копию (для каждой стороны) повестки.
В качестве «бонуса» суд взыскивает с туроператора не только испрашиваемую компенсацию, но и штраф в размере 50% от этой суммы.
Резюме
1. Всегда читайте договор с туристическим агентством. Обратите особое внимание на штрафы в случае аннулирования ваучера.
2. Если вы не уверены в своих планах на отпуск, лучше всего немного переплатить за страховку, которая позволит вам изменить даты поездки или отменить ее без ущерба.
3. Вы можете легко вернуть деньги за отмененную поездку, если на то есть веские причины
4. Если вы передумали без особой причины, то лучше найти кого-нибудь, на кого вы сможете перерегистрировать тур. Так вы обходитесь меньшими деньгами.
5. Если вы отменяете поездку, проверьте фактические расходы туристического агентства на вашу поездку. Неизрасходованные деньги можно вернуть.