Информационные технологии прочно вошли в жизнь человека, теперь проще получить какие-либо услуги. Однако для этого необходима электронная цифровая подпись. Узнайте, что такое ЭЦП и как она используется.
ЭЦП – электронная цифровая подпись
ЭЦП – это не предмет, который можно взять в руки, а реквизит документа, позволяющий подтвердить принадлежность ЭЦП ее владельцу, а также зафиксировать состояние информации/данных (наличие, либо отсутствие изменений) в документе с момента его подписания.
Сокращенное название (согласно федеральному закону № 63) — ЭП, но чаще используют устаревшую аббревиатуру ЭЦП (электронная цифровая подпись). Это, например, облегчает взаимодействие с поисковиками в интернете, так как ЭП может также означать электрическую плиту, электровоз пассажирский и т.д.
Согласно законодательству РФ, квалифицированная эл. подпись — это эквивалент подписи, проставляемой «от руки», обладающий полной юридической силой. Помимо квалифицированной в России представлены еще два вида ЭЦП:
- неквалифицированная — обеспечивает юридическую значимость, но только после заключения дополнительных соглашений между подписантами о правилах применения и признания ЭЦП, позволяет подтвердить авторство и проконтролировать его неизменность после подписания,
- простая — не придает подписанному документу юридическую значимость до заключения дополнительных соглашений между подписантами о правилах применения и признания ЭЦП и без соблюдении законодательно закрепленных условий по ее использованию (простая подпись должна содержаться в самом документе, ее ключ применяться в соответствии с требованиями информационной системы, где она используется, и прочее согласно ФЗ-63, ст.9), не гарантирует его неизменность с момента подписания, позволяет подтвердить авторство. Ее применение не допускается в случаях, связанных с государственной тайной.
Как выглядит
Комплект Электронной Подписи (ЭП или ЭЦП) при выдаче ее удостоверяющим центром выглядит следующим образом:
- Сертификат Ключа (открытый ключ на бумажном носителе, бланке сертификата);
- Закрытый и открытый ключи на защищенном носителе — портативном устройстве, выполненном в форме USB-брелка, обеспечивающем хранение конфиденциальной ключевой информации и аутентификацию пользователя;
- Дистрибутив программы Крипто-Про CSP — Криптопровайдер, позволяющий осуществлять криптографические операции в операционных системах Microsoft. Он предназначен для авторизации и обеспечения юридической значимости документов при обмене ими между пользователями посредством использования процедур формирования и проверки ЭЦП в соответствии с отечественными стандартами ГОСТ. Данное ПО устанавливается на одно рабочее место. Также выдается лицензия на одно рабочее место.
В соответствии с 63-ФЗ, ЭП изготавливаются сроком на 1 год. После прошествия года, подпись нужно изготавливать заново.
Применение
Простая используется при обращении юридических лиц в муниципальные и государственные органы за услугами, если это не запрещено законом. При этом обращение подписывается именно данным видом ЭЦП.
Усиленная неквалифицированная подпись применяется только для подписи в пределах организации. Минфином не установлена возможность использования данного вида печати для работы с государственными органами и заверением документов, аналогичных бумажным.
Усиленная квалифицированная требуется в случаях, когда необходимо подписать документ в электронной форме, который должен являться равнозначным и иметь ту же силу, что обычный бумажный, подписанный заявителем вручную. Кроме того, данный вид ЭЦП необходим для подписания годовой бухгалтерской отчетности для Росстата, формы РСВ-1 ПФР и декларации для налоговой, счетов-фактур, заявлений о постановке и снятии с учета в ФНС, заявлений о возврате и зачислении сумм налога.
Юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели применяют ЭЦП в разных областях:
- документооборот. ЭЦП используется в системах внешнего и внутреннего обмена информацией;
- отчётность для контролирующих инстанций. ЭП позволяет сдавать отчёты в ФНС, ПФР и другие органы контроля через интернет. Онлайн-отчетность экономит время и помогает избежать ошибок;
- портал государственных услуг. Физические лица, получившие электронную подпись, могут пользоваться порталом госуслуг, визируя и заявления, которые направляются в инстанции;
- аукционы. Существует многоонлайн-площадок, на которых проводятся электронные торги. Зарегистрироваться на сайте и пользоваться его возможностями можно лишь при наличии ЭП;
- арбитражный суд. Электронные документы можно представлять в качестве доказательства при судебном разрешении конфликтов между организациями. Документы, завизированные ЭП, приобретают статус законных письменных доказательств;
- документооборот с физическими лицами. Физические лица также могут заверять документы своей ЭП. Например, ее применение позволяет удалённым работникам заключать трудовой договор и выставлять акт приёма-сдачи работы в электронном виде.
Получение электронной цифровой подписи
Для того чтоб получить ЭЦП, нужно обратиться в учреждение, называемое удостоверяющим центром. Список аккредитованных центров и их адреса можно посмотреть на сайте Минкомсвязи. Эти учреждения есть практически во всех крупных городах.
Хотя если говорить технически правильно, то центром выдается не сама подпись, а программные средства для нее. С помощью этих средств владелец получает возможность каждый документ подписывать уникальной ЭЦП.
Для использования выдается 2 ключа: закрытый (тайный) и открытый. Они представляют собой кодированную информацию определенного объема. Закрытый ключ используется для подписания, а открытый — для проверки (этот ключ его владелец предоставляет получателям писем). Права владельца открытого ключа подтверждаются сертификатом, который выдается удостоверяющим центром.
При обращении за получением ЭЦП гражданину понадобится пакет документов, конкретный перечень которых может различаться. Наиболее часто требуются следующие бумаги:
- заявка на выдачу ЭЦП;
- свидетельство о присвоении ИНН;
- паспорт;
- пенсионное свидетельство (СНИЛС);
- документ об оплате услуг центра.
В большинство центров заявку можно подать через сеть Интернет. Как правило, процесс изготовления ЭП занимает не более нескольких дней.
Подпись документов
Подписать и тем самым заверить электронный документ с помощью подписи легко. Для этого понадобится:
- ЭП на любом носителе;
- программное обеспечение, позволяющее заверять документы с помощью ЭЦП.
В большинстве случаев после покупки и установки ПО в контекстном меню операционной системы появляется пункт, активируя который можно выбрать так называемый “Мастер подписания документов”.
Для заверения цифровой подписью популярной считается программа КроптоАРМ. На её основе коротко продемонстрируем процесс подписи электронного документа.
После выбора сертификата потребуется только подтвердить правильность введенной информации и “отправить” на подпись. Как видите, процесс очень простой не занимает много времени и не сильно отличается от получения подписи на бумажном документе.