Закрываете свой бизнес? Вам необходимо знать, что такое ликвидационный баланс. Есть несколько видов финансовой отчетности. Он классифицируется по назначению и порядку составления, содержанию и т.д. Одним из видов является ликвидационный баланс.
Он создается, когда организация перестает функционировать, и служит признаком финансового положения юридического лица.
Первый – это предварительный ликвидационный баланс для выяснения реального положения дел на предприятии только после того, как будет сформирован окончательный документ.
- Ликвидация юрлица
- Порядок ликвидации компании
- Промежуточный ликвидационный баланс
- Пример промежуточного ликвидационного баланса
- Окончательный ликвидационный баланс
- Должен ли ликвидационный баланс быть нулевым или нет?
- Составление ликвидационного баланса
- Особенности составления ликвидационного баланса при налоговой проверке
- Отчетность перед налоговой
- Резюме
Ликвидация юрлица
Компания может быть ликвидирована:
- по решению учредителей (например, если истек срок, на который было создано юридическое лицо или все его задачи выполнены);
- по решению суда.
Во втором случае можно подать апелляцию:
- государственные органы (если при регистрации компании были допущены серьезные нарушения, работает без лицензии или разрешения, осуществляет деятельность, запрещенную законом и даже если это противоречит собственному уставу);
- учредитель (если достижение целей, ради которых была открыта компания, больше невозможно).
Когда принято решение о ликвидации, компания должна заплатить всем кредиторам. Если в учредительном акте юридического лица указано лицо, ответственное за закрытие, работа поручается ему, в противном случае это выполняет конкурсный управляющий.
Если компания не может покрыть расходы на ликвидацию, учредители должны выделить деньги.
Порядок ликвидации компании
Рассмотрим пошаговый план, который включает вопрос о том, когда должен быть доставлен предварительный ликвидационный бюджет:
- ликвидационная комиссия публикует информацию о закрытии в СМИ (для этого им отводится 2 месяца со дня принятия решения о ликвидации). Такая же информация отправляется кредиторам;
- члены комиссии составляют список кредиторов, ищут должников для получения от них кредитов;
- по истечении срока предъявления требований кредиторами может быть составлен предварительный ликвидационный бюджет. Он должен быть одобрен учредителями;
- если денег у компании недостаточно для покрытия долгов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица (для имущества стоимостью более 100 тысяч рублей требуется аукцион);
- при нехватке имущества комиссия обращается в суд с заявлением о банкротстве;
- кредиторам выплачиваются долги;
- составляется окончательный ликвидационный баланс. Также утверждается учредителями;
- оставшаяся часть собственности компании переходит к учредителям;
- ликвидация считается завершенной, отметка об этом вносится в реестр юридических лиц единого государства.
Примечание! Если комиссия отказывается выплатить долг одному из кредиторов, кредиторы должны обратиться в суд до утверждения ликвидационного бюджета.
Кредиторская задолженность погашается в порядке очередности. При этом погашение задолженности лицам третьей и четвертой ступеней невозможно ранее, чем через месяц со дня утверждения ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс
Прежде чем рассматривать пример предварительного ликвидационного баланса на 2022 год, давайте ответим на вопрос, что это за документ. Это форма внутренней корпоративной отчетности. Отправлять этот документ в госорганы не обязательно.
Предварительный ликвидационный баланс следует составлять с особой тщательностью, чтобы реалистично оценить финансовое положение юридического лица. Важно понимать, достаточно ли у него средств для выплаты долгов и не банкрот.
Платежи кредиторам производятся в период между подготовкой промежуточной финансовой отчетности и окончательным отчетом о ликвидации.
Ликвидационный баланс содержит следующие данные:
- список активов компании;
- кредиты;
- список требований кредиторов;
- результат их рассмотрения;
- иные требования, содержащиеся в решении суда.
Промежуточные отчеты о ликвидации обычно составляются более одного раза. Точную цифру назвать сложно. Это зависит от длительности процедуры ликвидации, появления новых кредиторов и потребностей владельцев компании.
Пример промежуточного ликвидационного баланса
Рассмотрим пример заполнения предварительного ликвидационного баланса на 2020 год. Сначала вам нужно ввести информацию о вашей компании. Это имя, форма, вид бизнеса, адрес. Также важно отметить дату, с которой обновляются данные.
Кроме того, форма промежуточного отчета о ликвидации содержит:
- активы организации: оборотные и внеоборотные. Это должно включать материальные и нематериальные активы, основные средства, инвестиции, результаты развития, запасы, кредиты;
- информация о капитале (уставном, резервном, добавочном). Это включает уставный капитал, акции, приобретенные акционерами, нераспределенную прибыль и так далее;
- долгосрочные и краткосрочные обязательства. Это заемные средства, отложенные налоги, кредиты, отложенный доход.
По каждому пункту предусмотрена разбивка средств по категориям, также необходимо рассчитать общую сумму по разделу.
Окончательный ликвидационный баланс
Подготовка ликвидационной финансовой отчетности в ее окончательном варианте возможна, когда все договоренности с кредиторами заключены и у компании нет задолженности по финансовой отчетности.
Этот документ является одним из важнейших при закрытии юридического лица. Именно на основании этого сотрудники ФНС вносят информацию в реестр юридических лиц единого государства.
Налоговая служба может отказать в публикации закрытия компании, если не будут представлены все документы. Сложности возникают при толковании правовых норм, касающихся составления неверного ликвидационного баланса на этапе ликвидации.
Дело в том, что в регламенте не сказано, как в этом случае действуют регистраторы. Но, согласно судебной практике, документы с неверной информацией, то есть неадекватные реальному финансовому положению компании, приравниваются к отсутствию таких документов.
Примечание! Перед подачей заявления в ФНС проверьте итоговый ликвидационный баланс. Документ с ошибками и неверной информацией может быть не принят, поэтому проводка расчета будет отклонена.
Есть еще один нюанс. Должностные лица часто требуют представления финансовой отчетности до фактического закрытия, ссылаясь на п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». То есть его надо будет готовить, несмотря на меры по прекращению деятельности, и направлять в госорган в целом как ежеквартально, так и ежегодно.
Часто оказывается, что после всех поселений у организации остается какое-то имущество. Распределена между собственниками. Здесь тоже действует правило приоритета. Первым будет выпущена невыплаченная часть прибыли учредителей.
В балансе отражается как «Соглашения с учредителями», «Дивиденды» субсчет. Кроме того, имущество распределяется согласно долям уставного капитала.
Если активов недостаточно для невыплаченной части прибыли, они немедленно распределяются пропорционально долям уставного капитала.
Должен ли ликвидационный баланс быть нулевым или нет?
Промежуточный ликвидационный баланс не должен быть нулевым. Погашение долга перед кредиторами происходит после его оформления. Этот документ определяет только структуру долга и порядок его погашения.
Но окончательный расчетный баланс должен быть нулевым. Завершается до фактического закрытия бизнеса. Нулевой баланс указывает на то, что у юридического лица нет обязательств перед балансом и кредиторами, все имущество продано или распределено между участниками, или у компании нет ни активов, ни долгов.
При сохранении обязательств ликвидировать юридическое лицо не удастся. Все счета должны быть оплачены в первую очередь. Если это невозможно, возбуждается процедура банкротства.
Составление ликвидационного баланса
Специальной формы ликвидационного баланса нет. Таким образом, ликвидационная финансовая отчетность, промежуточная и окончательная, составляется так же, как и обычная бухгалтерская отчетность. Форма последнего утверждена приказом Минфина России от 02.07.10 г. 66н.
Однако в 2022 году модель составления ликвидационного баланса кредитных организаций продолжает работать. Положение о порядке его подготовки и представления утверждено Банком России 16 января 2007 г. 301-П.
Примечание! Предварительный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс при закрытии кредитной организации должны быть составлены в виде оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета на соответствующую дату с указанием периода, за который составлялся соответствующий баланс.
Подумайте, что должно быть на таком ликвидационном балансе. Например, в промежуточном документе входящие остатки должны отражаться по остатку на день отзыва лицензии или по данным последнего отчета по форме 0409101, поданного в ЦБ еще до отзыва лицензии. Исходящие сальдо включают: оборотный капитал, фонды, состав активов, пассивов и финансовые результаты.
Промежуточная финансовая отчетность отражает все изменения в активах и обязательствах кредитной организации в течение отчетного периода.
Особенности составления ликвидационного баланса при налоговой проверке
Одна из самых распространенных ошибок – бухгалтеры, которые не учитывают результаты налоговой проверки в ликвидационном балансе. Такие мероприятия часто реализуются на этапе ликвидации юридического лица.
ФНС может начислить новые пени, штрафы, возможно, когда будет завершена отчетность, наступит срок уплаты налогов и т.д. В результате у организации появится дополнительная задолженность в бюджет. Он должен быть отражен в ликвидационном балансе вместе с другими непогашенными активами.
Иногда эти долги отсутствуют и не включаются в ликвидационный баланс. Это неправда. Налоговый орган вправе проверить данные и отказать в регистрации закрытия юридического лица.
Отчетность перед налоговой
После того, как предварительный ликвидационный бюджет составлен, нет необходимости отправлять его в Федеральную налоговую службу. Закон требует только отправки уведомления о ликвидации юридического лица (по форме № Р 15001). Надо поставить отметку «в отношении подготовки предварительного ликвидационного бюджета».
После завершения сделки с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс. Необходимо подать в ФНС. Кроме того, после закрытия банковских счетов налоговые органы оснащены:
- заявление о государственной ликвидационной регистрации;
- ликвидационный баланс;
- квитанция об оплате госпошлины;
- документ, подтверждающий предоставление в ПФР информации о взносах на обязательное социальное страхование работников.
вам также необходимо предоставить последнюю финансовую отчетность.
Резюме
Процедура закрытия бизнеса имеет множество нюансов, объяснить которые может только опытный юрист. Например, в законе прописано, что вести бухгалтерию необходимо до даты прекращения деятельности. Однако сотрудников, в том числе бухгалтера, увольняют раньше. Что делать? Рекомендуется заключить договор на оказание услуг со специалистом и оплатить его заранее.
Если в календаре 31 декабря и у вас на руках решение о ликвидации, подайте годовые отчеты по всем правилам, но в пояснениях укажите, что в отведенное время юридического лица больше не будет.
Подводя итог, перечислим, что необходимо предоставить в ФНС при ликвидации организации:
- предварительный ликвидационный баланс;
- окончательный ликвидационный баланс;
- последний баланс.