Водителей на дорогах часто штрафуют за то, что они не делали. Но вместо того, чтобы обжаловать штраф ГИБДД, водители спокойно соглашаются и платят. Или инспектору, или бюджету. Все это происходит от неуверенности или, что еще хуже, от незнания своих прав. Расскажем, как и где обжаловать штраф ГИБДД – пошаговая инструкция.
- Сколько у меня времени?
- А если 10-дневный срок пропущен?
- Куда жаловаться?
- А что, если я подам жалобу не туда?
- Можно ли подать жалобу через интернет?
- Основания для обжалования штрафа ГИБДД
- Как обжаловать штраф ГИБДД: шаг за шагом
- Шаг 1. Составляем жалобу
- Шаг 2. Подаем жалобу
- Шаг 3. Участвуем в рассмотрении
- Шаг 4. Ждем решения
- Шаг 5. Обжалуем определение
- Сколько стоит обжаловать штраф?
- Можно ли обжаловать оплаченный штраф ГИБДД?
Сколько у меня времени?
Любое решение о привлечении гражданина к административной ответственности, независимо от того, кем оно было принято, может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения (ч. 1 ст. 30.3 КоАП). В зависимости от вида нарушения начало этого периода будет разным.
Например, за мелкие нарушения инспектор вправе на месте вынести постановление и наложить административное взыскание. В этом случае решение немедленно передается водителю (ст. 28 (6) Кодекса об административных правонарушениях), и срок обжалования уже начал истекать.
В случае более серьезных нарушений (например, езда по «наветренной полосе») санкция налагается так называемой «аналитической группой», место и время которой также необходимо сообщить водителю. Если вы явитесь, заказ будет доставлен вам туда; в противном случае он будет отправлен вам по почте. В любом случае срок подачи апелляции начинает истекать только после получения копии приказа.
То же самое и в случаях, когда рассмотрение административных дел входит в компетенцию судьи. С момента получения заказа у водителя есть 10 дней.
А если 10-дневный срок пропущен?
Как обжаловать штраф ГИБДД при несоблюдении 10-дневного срока? По истечении 10 дней срок обжалования решения может быть восстановлен лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП).
На практике срок обжалования восстанавливается, если он пропущен по объективным и уважительным причинам, однако Кодекс об административных правонарушениях не устанавливает конкретного перечня таких обстоятельств. Некоторые из причин, которые «работают», например:
- внезапное тяжелое заболевание, обострившееся в период обращения;
- отправить решение не по адресу;
- невыполнение почтой России порядка доставки корреспонденции;
- несвоевременное получение постановления;
- неполучение решения из-за отсутствия по месту жительства, например, в командировке или отпуске
- ошибочная отсрочка отчета «не в том месте» и другие объективные причины.
Куда жаловаться?
Все зависит от того, кем был оформлен заказ. Если вы сотрудник ГИБДД (МАДИ, АМПП), вы можете подать жалобу (ч. 1 ст. 30.2 КоАП):
- высокопоставленному должностному лицу, например начальнику отдела дорожной полиции, или
- в районный суд, расположенный по месту принятия решения.
Получателя для подачи рекламации определяет сам водитель. Если он обратится к руководителю подразделения, его решение можно будет снова обжаловать позже, но теперь только в районном суде. Вот пример, когда водителю удалось добиться обнуления пропущенного срока только в суде – решение Бологовского городского суда No. 12-30 / 2016 от 16.03.2016.
Если суд наложил на водителя штраф или другое наказание, его можно обжаловать только в вышестоящей судебной инстанции. Например, решения районного суда передаются в городской или районный суд.
А что, если я подам жалобу не туда?
Не переживай! Если рассмотрение жалобы не входит в компетенцию должностного лица или судьи, которому она подана, в течение 3 дней документы должны быть перенаправлены в соответствии с подсудностью (ч. 4 ст. 30.2 КоАП).
Если при отправке документов истечет срок обжалования, указанные обстоятельства могут стать основанием для его восстановления (Постановление ВС РФ №41-АД16-18 от 08.12.2016).
Можно ли подать жалобу через интернет?
Собственно, можете. Но соответствующий функционал для электронных обращений можно найти только на сайте ГИБДД. Также есть представление процессуальных документов в суд, но это вызывает определенные трудности, по которым желательно подавать только письменные жалобы.
И вы также должны помнить, что этот метод подачи жалобы не позволяет вам задокументировать факт подачи и соблюдения крайнего срока подачи апелляции. Поэтому в любом случае рекомендуем отправлять документы только «по старинке».
И почти должна быть возможность обжаловать штраф ГИБДД через госуслуги. Как будет работать «суперсервис» – без личных визитов и бумажных документов, рассказывается здесь. Ожидается, что услуга будет полностью запущена в апреле-мае 2020 года, но может быть отложена до 2021 года.
Основания для обжалования штрафа ГИБДД
В кодексе не указаны конкретные причины, по которым должностное лицо или суд обязаны отменить решение. Исходя из положений ст. 30.7 КоАП, поводом для отмены решения может быть:
- незначительность нарушения (ст. 2.9 КоАП);
- выявление обстоятельств, препятствующих вынесению приговора, например, крайняя необходимость или недостаточность состава, предположение о преступлении (статья 24.5 Уголовного кодекса Италии);
- существенное нарушение процессуальных требований при фиксации преступления или принятии решения;
- вынесение постановления неправомочным должностным лицом, судьей.
Вышеуказанные причины носят обобщенный характер, необходимо выявить их наличие применительно к конкретной ситуации и к конкретному нарушению обвиняемого.
Пример того, как обжаловать штраф ГИБДД с камеры, если машина была продана, а оштрафованный не управлял автомобилем: решение Правобережного районного суда г. Липецка № 12-15 / 2019 05.02.2019. А вот пример успешного обжалования, если сотрудники АТС некорректно квалифицировали действия водителя, приписав ему несуществующее нарушение: решение ВС Кабардино-Балкарии от 25 декабря 2006 г. 21-67 / 2017 от 30.08.2017. А еще вы можете обжаловать штраф с камер по следующей причине:
- нахождение транспортного средства в момент нарушения во владении или использовании другого лица;
- нечеткость таблички, неправильная ее расшифровка ГИБДД;
- идентификация «машины-близнеца» на фото»;
- отсутствие знака платной парковки в зоне прямой видимости водителя и т д
А как оспорить штраф ГИБДД за превышение скорости? Точно так же необходимо искать нарушения материального права, допущенные инспектором. Причиной отмены будет:
- использование инспекторами несертифицированных камер контроля скорости, которые не были проверены вовремя;
- превышение скорости, которое машина не могла развить физически;
- получение камерой номерного знака ближайшего транспортного средства;
- некорректная работа камеры, как это произошло, например, в Вологде в 2017 году;
- техническая ошибка средств автоматической фиксации.
Что делать, если есть процессуальные нарушения? Был ли составлен протокол без указания времени и места нарушения, без подписи инспектора или удостоверяющих свидетелей (при необходимости)?
Постановление было отправлено вам намного позже, чем должно было быть? Пропустили срок привлечения к административной ответственности? Все это также будет поводом для удовлетворения вашей жалобы!
Теперь посмотрим, как ее отправить.
Как обжаловать штраф ГИБДД: шаг за шагом
Получили ли вы приказ и считаете ли это незаконным? Будем ли мы подавать апелляцию? Тогда следуйте нашему алгоритму.
Шаг 1. Составляем жалобу
Самостоятельно подать жалобу несложно. Административный кодекс не регламентирует обязательные реквизиты, но на практике он должен содержать:
- наименование суда, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу;
- ФИО, адрес, телефон заявителя;
- наименование органа (суда), издавшего приказ, его реквизиты;
- примененная к заявителю санкция;
- обстоятельства, с которыми водитель не согласен;
- правовые нормы, нарушенные указом;
- список прилагаемых документов;
- дата подачи и подпись заявителя.
Обязательно приложите к жалобе документы, обосновывающие необходимость отмены заказа. Это могут быть фотографии, записи DVR.
Шаг 2. Подаем жалобу
Мы рекомендуем вам лично подать жалобу в компетентный орган (дорожное наблюдение, суд) или отправить ее заказным письмом с уведомлением о получении. Если жалоба будет принята, вы также будете проинформированы о времени и месте ее рассмотрения.
Шаг 3. Участвуем в рассмотрении
Приезжаем к руководителю подразделения или в судебное заседание для рассмотрения, подтверждаем заявленные требования, даем дополнительные доказательства, даем объяснения. Личное участие не требуется – вы можете отправить представителя или запросить обзор без вашего участия.
Шаг 4. Ждем решения
Срок рассмотрения в ГАИ – 10 дней, в суде – 2 месяца. По результатам обследования орган принимает решение о:
- отклонение жалобы;
- изменение постановления и смягчение наказания;
- отмена заказа и закрытие процедуры;
- об отмене решения и переносе дела на новое рассмотрение.
Решение о решении отправляется водителю в течение 3-х дней со дня вынесения.
Шаг 5. Обжалуем определение
Если вы не удовлетворены результатами апелляции, у вас всегда есть право обжаловать решение в суде или вышестоящей инстанции, если оспариваемое решение вынесено районным судом.
Сколько стоит обжаловать штраф?
И не сколько! Дело в том, что обжалование постановления по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной (ч. 5 ст. 30.2 КоАП). Но это только в том случае, если вы все делаете сами – предъявляйте претензии.
Ищите причины отмены, лично подайте жалобу, самостоятельно обращайтесь в суд и т.д. Если к этому привлечены юристы, то «минимальная цена» будет 5 тысяч рублей. Дешевле платить штраф!
Можно ли обжаловать оплаченный штраф ГИБДД?
Конечно! Факт выплаты не отменяет незаконность и необоснованность решения. Но в этом случае, после принятия положительного решения в вашу пользу, уплаченный штраф может быть возвращен, как если бы он был уплачен по ошибке. Подробности этой процедуры доступны на сайте Министерства внутренних дел.