Теперь вы можете написать и подать жалобу в Роспотребнадзор, не выходя из дома. Давайте вместе узнаем, как подать жалобу в Роспотребнадзор через Интернет и чем этот орган может помочь потребителю.
Роспотребнадзор – государственная организация, контролирующая соблюдение бизнесом требований в области защиты прав потребителей. Сюда необходимо обращаться в случае покупки некачественного товара или услуги, некачественного обслуживания, грубости и в других случаях нарушений со стороны продавца или подрядчика.
- Полномочия Роспотребнадзора при рассмотрении жалобы
- Когда Роспотребнадзор не примет жалобу?
- По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
- Как подать жалобу через интернет?
- Официальный сайт Роспотребнадзора.
- Госуслуги
- Другие способы подачи жалобы
- Личное обращение
- По почте
- Сроки и порядок рассмотрения
- Что писать в жалобе?
- Содержание и образец жалобы
- Заключение эксперта
Полномочия Роспотребнадзора при рассмотрении жалобы
Основная функция Роспотребнадзора – контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей. С этой целью Роспотребнадзор проводит проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Элементы управления:
- планируется, осуществляется в отношении каждой организации каждые 3 года;
- внеплановые, осуществляемые по заявкам граждан.
Таким образом, гражданин с жалобой на нарушение прав может инициировать проверку организации со стороны Роспотребнадзора. Это государственное учреждение может проверить:
- соблюдение законодательства о защите прав потребителей;
- состояние санитарно-эпидемиологической ситуации;
- соблюдение социальных и гигиенических требований;
- наличие лицензий, медицинских книжек и других необходимых документов;
- соблюдение других нормативных требований, применимых к организации.
По результатам проверки Роспотребнадзор издает акт о его поведении, в котором указывает на наличие или отсутствие преступления и при необходимости выдает приказ об устранении нарушения, а также предает правонарушителя к ответственности.
Когда Роспотребнадзор не примет жалобу?
Однако проверка выполняется не для каждого запроса. Дело в том, что согласно ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Роспотребнадзор не вправе рассматривать следующие запросы:
- если гражданин написал жалобу в надзорный орган, не подав жалобу правонарушителю. Другими словами, прежде чем обращаться в Роспотребнадзор, необходимо соблюдать порядок рассмотрения жалоб для разрешения спора. Единственным исключением являются случаи, когда причинен ущерб жизни или здоровью потребителя, либо такой ущерб может быть причинен;
- если жалоба подана анонимно. Заявление должно содержать достоверную информацию о заявителе: полное имя и адрес, по которому можно получить ответ на жалобу, и, в случае подачи в электронном виде, адрес электронной почты. Вы можете подать анонимную жалобу в Роспотребнадзор; такая жалоба, скорее всего, будет бесполезной.
Кроме того, Роспотребнадзор участвует в судебных процессах по защите прав потребителей.
При подаче заявления в суд истец может запросить у Роспотребнадзора заключение по предмету обращения, которое будет иметь для суда решающее значение. Надзорный орган в интересах потребителей также может обратиться к самому судье, но только в двух случаях:
- если действия организации-ответчика нарушают права неограниченного круга лиц;
- если организация-ответчик неоднократно грубо нарушала законы о защите прав потребителей.
По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, рассматриваемых данной организацией, не все споры, возникающие между потребителем и продавцом или исполнителем, входят в ее компетенцию. Следовательно, другие органы также уполномочены рассматривать жалобы граждан:
- Роскомнадзор – по качеству связи;
- Федеральная антимонопольная служба – о росте цен и недобросовестной рекламе;
- Центральный банк – для деятельности кредитных и страховых организаций;
- Государственная жилищная инспекция – по жилищно-коммунальному хозяйству;
- Другие специальные государственные учреждения в соответствии с их юрисдикцией.
Поэтому, если жалоба будет рассматриваться специальным органом государственной власти, Роспотребнадзор перенаправит поступившую жалобу туда. Чтобы не тратить время на пересылку документов между отделами, лучше всего проконсультироваться с юристом и выяснить, какой орган компетентен рассматривать вашу жалобу.
На что жалуются в Роспотребнадзор:
- отказ удовлетворить потребности потребителя, связанные с продажей товаров или оказанием услуг ненадлежащего качества;
- грубость или некомпетентность сотрудников, оказывающих услуги;
- антисанитарные условия;
- причинение вреда жизни или здоровью от неправомерных действий поставщика услуг;
- другие случаи нарушения законов и правил.
Как подать жалобу через интернет?
В настоящее время электронный метод архивирования документов ничем не уступает традиционному и даже выигрывает по скорости и надежности. Жалобу потребителя в Роспотребнадзор можно подать, не выходя из дома, что особенно актуально сейчас, в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
Вы можете написать жалобу в Роспотребнадзор онлайн через официальный сайт или госуслуги.
Официальный сайт Роспотребнадзора.
- Чтобы подать жалобу, вам необходимо авторизоваться на официальном сайте организации. На открывшейся странице предлагается выбрать способ отчетности: с авторизацией или без авторизации через ОВОСиСС. Разница в том, что в первом случае вам нужно будет войти на сайт государственных услуг и предоставить оттуда свои личные данные, чтобы с вами связались. Без авторизации на госуслуги вам придется заполнить все данные самостоятельно.
- После этого откроется страница с самой формой обратной связи. Обязательно заполнить:
- ИМЯ И ФАМИЛИЯ;
- контакты: адрес электронной почты, на который можно ответить, и номер телефона, по которому сотрудники организации могут связаться для уточнения деталей;
- выберите из списка подразделение Роспотребнадзора вашего региона. Вы также можете обратиться в центральный аппарат Роспотребнадзора, но это имеет смысл только в том случае, если региональное подразделение не предприняло необходимых действий;
- текст обращения. Как правильно подать жалобу на организацию в Роспотребнадзор, мы рассмотрим ниже. Максимальная длина текста – 4000 символов;
- при необходимости приложите к жалобе документ. Можно прикрепить только один файл, поэтому вам нужно объединить несколько документов в один архив. Максимальный объем документов – 15 МБ;
- заполнив все поля, можно отправить жалобу.
Госуслуги
Государственные услуги – это универсальный портал, через который вы можете подать апелляцию в любое государственное учреждение. Чтобы сделать обращение в Роспотребнадзор через госуслуги, вам необходимо авторизоваться на портале и авторизоваться в разделе ведомства.
Заполнение анкеты осуществляется так же, как и при подаче жалобы через сайт Роспотребнадзора.
Другие способы подачи жалобы
Если по каким-либо причинам нет возможности отправить жалобу в Роспотребнадзор через Интернет, можно воспользоваться традиционными методами архивирования. Прежде всего, вам следует узнать адрес вашего регионального отделения Роспотребнадзора. Сайты и адреса подразделений можно посмотреть здесь.
Следует отметить, что подать жалобу в Роспотребнадзор по телефону не получится – таким образом можно получить только базовую информацию.
Личное обращение
Перед тем, как отправиться в надзорный орган, лучше всего позвонить на ресепшен, узнать о часах работы и, при необходимости, записаться на прием. В назначенное время необходимо подать два экземпляра жалобы. Один остается на стойке регистрации, а второй проставляется с датой и возвращается заявителю.
По почте
Письменная жалоба со всеми приложениями направляется в адрес территориального отделения заказным письмом с уведомлением о вручении. Доставку такого письма можно отслеживать на веб-сайте почты по номеру отслеживания, и квитанция о доставке будет подтверждением получения документов государственным органом.
Сроки и порядок рассмотрения
Роспотребнадзор рассматривает апелляционные жалобы в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2012 г. 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому письменная жалоба, независимо от способа подачи, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней после обязательного уведомления заявителя.
Если в компетенцию другого органа входит рассмотрение жалобы, она перенаправляется туда Роспотребнадзором в течение 7 дней со дня поступления.
По истечении срока рассмотрения Роспотребнадзор направляет ответ на жалобу:
- рассматривает жалобу и принимает меры по устранению нарушений;
- или отказывается соответствовать требованиям.
Что писать в жалобе?
Результат рассмотрения жалобы во многом зависит от того, как она сформулирована. Следовательно, жалоба должна соответствовать требованиям, установленным Законом об обращении граждан для обращений в государственные органы:
- жалоба должна содержать наименование органа, в который она направлена, личные данные заявителя (имя и адрес), суть жалобы, список приложений, дату и подпись;
- оскорбления и пошлость в тексте не допускаются.
Кроме того, жалоба должна быть мотивированной и содержать необходимые доказательства существования проблемы, а также ссылки на правовые положения или пункты договора, которые продавец нарушил.
Содержание и образец жалобы
Документ оформляется в произвольной форме, но по правилам делового письма. Если жалоба подается в бумажной форме, документ должен начинаться с заголовка, в котором указываются данные получателя и отправителя претензии.
Содержание должно быть кратким и лаконичным, особенно если жалоба подается через Интернет, потому что необходимо уложиться в 4000 символов! Эмоции и переживания лучше потеряться и добавить подробности: указать даты, название продукта, ФИО сотрудников, реквизиты документов и так далее
После описания самой проблемы должна быть мотивационная часть с обоснованием требований и ссылками на нормативные правовые акты. В конце перечислены сами требования. Бумажная версия также содержит приложения, даты и знаки.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Роспотребнадзор контролирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей и напрямую взаимодействует с гражданами, помогая им восстановить свои права.
- Связаться с Роспотребнадзором можно несколькими способами, самый простой и надежный из которых – электронный. Это экономит время, избавляет от необходимости прямого общения с чиновниками и в то же время достаточно просто.
- Однако необходимо максимально ответственно подойти к составлению иска и заручиться поддержкой опытных юристов, которые помогут учесть все нюансы в каждом конкретном случае.