С января 2019 года открытие бизнеса в России стало дешевле, чем раньше, так как пошлины за регистрацию ООО отменили. Время, прошедшее с момента внедрения нововведения, позволяют объективно оценить преимущества, недостатки новых правил и недостатки законодателей.
Федеральный закон № 234 «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которая вводит отмену государственной обязанности по регистрации индивидуальных предпринимателей и ООО для предпринимателей, оформляющих документы в электронном виде через сайт или МФЦ.
«Аукцион невиданной щедрости» или зачем Госдума отменила госпошлину
Шаг к отмене государственной обязанности регистрировать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей – одна из мер государственной политики по стимулированию регистрации бизнеса и раскрытию государственных процедур в цифровой форме.
Уже в 2018 году была ускорена регистрация через МФЦ, введен электронный документооборот между МФЦ и ФНС, отменена повторная пошлина в случае отказа в регистрации, активность привязана к электронной почте. А теперь отмена госпошлины за регистрацию ООО и ИП при удаленной регистрации.
Чем руководствовались законодатели? Как сказано в пояснительной записке к документу на этапе его принятия, снижение госпошлины «до нуля»:
- увеличится количество организаций и граждан, запрашивающих регистрацию в электронном формате;
- снизит затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на открытие и ведение малых и средних предприятий;
- привлечет больше граждан к малому бизнесу и предпринимательской деятельности;
- снизить затраты уполномоченных государственных органов на проведение действий, связанных с государственной регистрацией, с использованием информационных технологий и телекоммуникаций, в частности, снизить затраты на прием поступающих и обработку заявок;
- способствует реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года.
Но наиболее очевидная цель отмены регистрационной обязанности ООО и индивидуальных предпринимателей – это привлечение предпринимателей к использованию электронных услуг и расширение сферы бесконтактного электронного взаимодействия между бизнесом и государственными органами.
Государство делает все возможное, чтобы привлечь граждан к цифровым технологиям, и это не только прихоть чиновников, но и требование времени.
За что можно не платить
Перечень юридически значимых действий, за которые отменен налог, не ограничивается только регистрацией. Согласно пп. 32 стр. 3 ст. 333.35 ТУИР, в список этих акций входят:
- государственная регистрация юридических лиц при их создании независимо от организационно-правовой формы;
- государственная регистрация изменений учредительных документов;
- государственная регистрация ликвидации юридического лица;
- государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- государственная регистрация прекращения ИП.
На каждом из этих регистрационных действий отмена государственной обязанности по регистрации юридических лиц – физических лиц и индивидуальных предпринимателей поможет сэкономить от 160 до 4 тысяч рублей в зависимости от вида действия.
Кто может не платить
Льгота распространяется на всех предпринимателей при обращении в ФНС в виде электронных документов в соответствии с действующим законодательством. Согласно закону, каналами подачи документов на регистрацию в электронном виде являются:
- служба ФНС «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Единый портал государственных и муниципальных услуг;
- я заметил;
- многофункциональные центры, в которых налажено электронное взаимодействие с подразделениями Федеральной налоговой службы.
На первый взгляд все просто. А новая возможность зарегистрировать ООО без госпошлины явно порадует начинающих предпринимателей и специалистов, оказывающих консультационные услуги по регистрации. Но на практике электронная подача документов на регистрацию вызывает у юристов много вопросов.
Проблемная “электронка”
Сама процедура регистрации не претерпела изменений из-за режима беспошлинной торговли: все происходит по-прежнему. Но желающие сэкономить на государственных налогах столкнутся с рядом проблем при электронной регистрации. И вот почему.
Следовательно, самый простой способ – освободить ИП или юридическое лицо, доверив регистрацию нотариусу или обратившись в ближайший МФЦ. Как следует из Письма Минфина № 03-05-04-03 / 26952 от 16.04.2019 документы между ФНС, нотариусами и многофункциональными центрами передаются в электронном виде, в связи с чем льготная регистрация данных способов распространяется и на индивидуального предпринимателя без государственных обязательств. Но на самом деле использовать такие методы сложно:
- во-первых, не все МФЦ наладили электронное взаимодействие с ИФНС, и поэтому технически не могут регистрировать компании с нулевой ставкой государственного налога;
- во-вторых, нотариусы берут немалую плату за регистрационные услуги – от 3 тысяч рублей, а их стоимость покроет все льготы, полученные от нулевой пошлины.
Единственный реальный способ сэкономить на госпошлине – это зарегистрировать ООО через госуслуги или портал ФНС. Но и здесь соискатель сталкивается с проблемами: ключевым условием, когда саморегистрация признается электронной для уплаты сбора, является использование усовершенствованной квалифицированной электронной подписи при подаче документов.
Эти подписи также используются нотариусами и сотрудниками МФЦ при оформлении документов. И главная проблема в том, что такую подпись предварительно нужно оформить в аккредитованных удостоверяющих центрах.
При минимальной цене вопроса 800-1500 рублей и отсутствии необходимости в такой подписи в дальнейшем экономия на госпошлиях не всегда заметна. Например, при регистрации индивидуального предпринимателя сумма платежа составляет всего 800 рублей, поэтому регистрация подписи обойдется предпринимателю явно дороже.
Иная ситуация при открытии компании. Размер госпошлины за регистрацию юридического лица на физическое лицо составляет 4 тысячи рублей, поэтому потенциал экономии составляет 2,5-3 тысячи рублей даже в случае ООО с учредителем. Сумма сбережений будет увеличиваться пропорционально количеству зарегистрированных учредителей.
К тому же электронная подпись сэкономит время соискателя: ему не придется ехать в ФНС в одиночку для получения готовых документов. Агентство по доходам отправит их обратно на адрес электронной почты заявителя, при условии заверения с его усиленной электронной подписью.
Не путайте усиленную квалифицированную электронную подпись с простой, которая может быть оформлена удаленно. С его помощью также можно зарегистрировать бизнес на сайте госуслуг, но госпошлина за открытие ООО в этом случае оплачивается – простая подпись не поможет сэкономить.
Эти нововведения полезны? Вопрос риторический: граждане ощущают преимущества получения госуслуг «в цифровом виде» на свой кошелек. Наряду с другими мерами по стимулированию развития бизнеса отмена обязанности даже в условиях ограниченного доступа к данной привилегии вызывает довольно положительные отзывы отечественных предпринимателей.