С начала 2020 года автовладельцы могут заказывать номерные знаки в частных организациях и регистрировать автомобили в автосалонах, не обращаясь в ГИБДД. Какие еще Новые правила регистрации автомобилей действуют с 2021-2022 г?
Новые правила регистрации автомобилей с 2020 г.
В Российской Федерации вступает в силу новый порядок регистрации автомобиля и получения номеров. С начала 2020 года автовладельцы могут заказывать номерные знаки в частных организациях и регистрировать автомобили в автосалонах, не обращаясь в ГИБДД.
Вместо этого введут ограничение: водители могут получать номерные знаки только с привязкой к региону проживания.
Инновации в целом оцениваются положительно. Они играют в игру как для водителей, так и для коммерческой отрасли в целом. Но о практике говорить рано: Госдума отложила нововведения и дала участникам этого процесса время на подготовку. Что нового в регистрации автомобилей с 2020 года?
У ГИБДД частично “отняли” госзнаки
В следующем году новый федеральный закон n. 283 от 03.08.2018 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации…» (далее – Федеральный закон № 283). Он не вносит радикальных изменений в действующий порядок регистрации автомобилей, но создает ряд процедурных элементов.
Поэтому руководствуясь пп. 5 п.1 ст. 8 ФЗ № 283 россияне смогут сами выбирать, где заказать номерные знаки: в ГИБДД или у частного производителя.
«Владелец транспортного средства имеет право получить государственные регистрационные знаки транспортного средства после присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера в органе регистрации или предъявления их производителем государственных регистрационных знаков», – говорится в документе.
Правила регистрации транспортного средства в ГИБДД остались прежними: заявитель представляет пакет документов в выбранный объект, проходит техосмотр, получает СТС и ПТС.
После завершения регистрации инспектор предоставляет водителю серию цифровых знаков, присвоенных номерному знаку. С его помощью вы можете обратиться к частному производителю номерных знаков и уже заказать у него «коробку» без хвоста.
Изначально планировалось полностью передать функции по производству номеров частникам. Но спустя полгода выяснилось, что в РФ нет необходимого количества сертифицированных производителей, и поэтому частники проштампуют номера вместе с ГИБДД.
Приказом Федеральной антимонопольной службы № 448/19 от 12.04.2019 максимальная цена установлена в размере 2 тыс. Руб. За номер – организация не вправе брать больше.
Конечный пункт – автосалон
Радость от покупки новой машины тает, когда ее владелец подъезжает к ГИБДД. Купоны рассчитаны только на «послезавтра», а у дверей квартиры уже ждут огромные очереди. Новый закон о регистрации автомобилей также должен устранить эту проблему.
Он ввел в законодательство понятие «специализированная организация», которая будет взаимодействовать с ГИБДД при регистрации автомобилей.
«Регистрационные органы осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и в сотрудничестве со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств», – уточняет закон.
Полномочия «специализированных организаций» будут переданы автодилерам, зарегистрированным в специальном реестре дорожной полиции и обладающим юридическими требованиями для получения права на регистрацию новых автомобилей.
Стоимость официальной регистрации покупателей автомобилей в автосалоне будет точно такой же, как и стоимость регистрации автомобиля в ГИБДД. К тому же за услуги автосалона придется заплатить всего 500 рублей. И это максимальная ставка, установленная ФАС.
Новая процедура полностью нацелена на удобство водителей. Представьте: после покупки вам не нужно ехать в ГИБДД и регистрировать машину: из автосалона выезжает машина, уже зарегистрированная с номерным знаком.
правда, чтобы предоставить новую услугу, автосалон должен соответствовать ряду требований:
- заключить договор с производителем транспортного средства;
- иметь подходящее пространство;
- нанять квалифицированных сотрудников.
Участники рынка уверены, что смогут выполнить требования, и видят в наличии данной опции серьезное конкурентное преимущество для автосалона. И с этим не поспоришь.
При соблюдении всех требований автосалоны смогут:
- принять документы, необходимые для регистрации новой машины;
- провести осмотр и проверить регистрационные данные;
- передавать документы и другую информацию в ГИБДД в порядке электронного взаимодействия;
- самостоятельно изготовить автомобильные номера;
- после согласования с ГИБДД передать ПТС, СТС и другие документы покупателю.
Но автодилеры смогут использовать эти полномочия только в отношении новых автомобилей. При продаже подержанных автомобилей по системе trade-in новые правила не применяются. По этой причине Российская ассоциация автомобильных дилеров даже назвала нововведение «полумерами».
По “прописке”
Вместе с новым законом вступят в силу и новые правила регистрации автотранспортных средств в ГИБДД. Сегодня они только на стадии проектирования, но уже ясно, что будет введен новый принцип присвоения номерам региона кода региона.
Номер будет присвоен код региона, в котором зарегистрирован автовладелец.
При этом право автовладельцев на регистрацию в любой точке России, без привязки к месту прописки, останется. Водители, как и прежде, смогут зарегистрировать автомобиль в любом отделении ГИБДД. Но присвоенный номеру цифровой региональный код обязательно должен соответствовать месту регистрации. Зарегистрировать в ГИБДД подержанный автомобиль с неместным номером не удастся.
Такое новое правило регистрации автомобиля в ГИБДД на самом деле является старой практикой, существовавшей до 2013 года.
Это создает препятствия для покупателей подержанных автомобилей из других регионов: они не смогут сохранить номерные знаки старого владельца и будут обязан получить новые знаки с кодом региона по месту прописки. Новые номера обойдутся им в 2 тысячи рублей.
Авторы проекта не объясняют цель введения данного ограничения. В МВД утверждают: изменения продиктованы необходимостью учета, способностью анализировать и прогнозировать развитие регионов, состоянием дисциплины и законностью автомобильного транспорта.
Но наряду с положительными причинами нельзя не видеть риск создания проблемы травмирования автомобилистов при посещении инспекторами ГИБДД. До 2013 года во многих регионах действовал принцип «друг или враг»: посетителей проверяли чаще и тщательнее. С отменой ограничения количества по месту регистрации вопрос решен. Теперь есть риск, что проблема повторится.
Судя по первой «новости», сложно объективно оценить новые правила регистрации автомобиля. Во-первых, стоит дождаться их вступления в силу. Новый закон вносит довольно позитивные изменения, но вызывает неоднозначные отзывы автомобилистов.
Можно с уверенностью сказать, что нововведения приведут к росту рынка частных услуг для автомобилистов. Это означает, что уровень оказания услуг и их регулирование законом будет выше, чем в государственной организации. И эта тенденция нуждается в поддержке.