Часто качество покупаемой продукции не соответствует заявленным характеристикам. Претензии по качеству товара – как оформить документ.
И лишь единицы граждан знают, что делать в такой ситуации. В нашей статье мы подробно остановимся на вопросах, связанных с подготовкой и подачей жалобы на низкое качество товара.
Правовая база
Чтобы правильно оформить жалобу, необходимо ознакомиться с законом РФ «О защите прав потребителей». Именно в рамках этого правового акта взаимодействуют покупатели и продавцы.
Закон предусматривает, что при обнаружении в товаре серьезных дефектов покупатель вправе запросить:
- его замена на аналогичный товар;
- обменять на другой товар с похожими характеристиками, но с разницей в стоимости, необходимо будет оплатить недостающую сумму;
- снижение цены;
- устранение недостатков или компенсация стоимости самостоятельного ремонта;
- возврат и расторжение сделки.
В любом случае недовольный покупкой гражданин должен будет подать жалобу.
Правила оформления претензии
Жалоба – это заявление, в котором выражается недовольство покупателя качеством поставленных ему товаров. Товар низкого качества – это товар, который нельзя использовать по прямому назначению.
он всегда оформляется письменно, и законом предусмотрены два варианта его оформления:
- форму заявки разрабатывает и выдает магазин;
- покупатель предъявляет претензии в любой форме.
Четких требований к содержанию этого документа нет, но в нем необходимо указать следующие моменты:
- ваши паспортные данные, включая адрес и контактные данные;
- место и дату покупки;
- полное наименование приобретенного товара;
- крайний срок рассмотрения заявки;
- реквизиты индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому адресована жалоба, его адрес и контакты;
- дата и подпись.
Основное содержание документа зависит от конкретной ситуации, но примерный план таков: выделить выявленные в процессе эксплуатации дефекты и четко сформулировать требования к продавцу. В некоторых ситуациях необходимо настоять на обследовании.
Не забудьте предупредить продавца о последствиях, которые может повлечь отказ от выполнения указанных требований.
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие факт покупки: чеки, гарантийные талоны.
Можно ли подать претензию без договора?
Следует отметить, что для подачи претензии чек не требуется. Если он был утерян, показаний двух свидетелей достаточно для подтверждения покупки товара у этого продавца.
Вместо чека или договора купли-продажи вы можете использовать другие документы или предметы для подтверждения оплаты товаров, платежные квитанции, кассовые чеки, инструкции или технический паспорт, прилагаемый к товарам и упаковке. Все это является достаточным основанием для рассмотрения жалобы.
Как и куда подавать претензию?
Проблемы могут возникнуть не только в процессе обработки претензии, но и на этапе подачи. Отправить документ продавцу можно несколькими способами:
-
Вручить лично
Документ представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подписан продавцом. Практика показывает, что предприниматели часто не хотят ставить свою подпись под жалобами. В этом случае необходимо пригласить понятых и в их присутствии отметить на всех копиях, что заявление не принято. Также указываются личные данные свидетелей, их адреса и контактные данные. Впоследствии один экземпляр остается у кассира, а другой используется в суде в качестве доказательства.
-
Отправить почтой
Альтернативный вариант – отправить жалобу заказным письмом с подтверждением получения документа получателем. Если продавец проигнорирует это или откажется выполнять заявленные требования, вы имеете право подать жалобу в суд для разрешения дела в порядке гражданского судопроизводства.
Срок выставления претензии
Нормативными актами Российской Федерации предусмотрены разные сроки подачи претензии продавцу в зависимости от характера требований и категории товара:
- вы можете в любое время потребовать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью или имуществу;
- если срок действия не указан на товаре, вы имеете право подать жалобу в течение 10 лет с момента покупки;
- при обнаружении дефектов в течение гарантийного срока – не позднее 2 лет;
- при обнаружении серьезных дефектов – в течение всего срока службы товара.
Срок ответа на претензию
После получения рекламации продавец обязан ответить в течение определенного периода времени или предпринять определенные действия:
- замена товара в течении 7 дней;
- возврат 10 дней;
- замена товара с предварительным осмотром 20 календарных дней.
Максимальный срок, предоставляемый продавцу для удовлетворения предложенных требований, составляет 57 дней.
Если жалобы не были удовлетворены в срок, можете смело обращаться в суд.
Чтобы жалоба на качество товара была удовлетворена, важно правильно ее составить. Для этого стоит проконсультироваться с юристом, имеющим опыт работы в сфере защиты прав потребителей.