Есть претензии – есть решение

Чтобы сразу расставить точки над «i», следует сказать, что любая письменная претензия носит характер досудебного действия, то есть любая претензия является досудебной. Далее мы подробно рассмотрим, что это такое и как ее составить.

претензия
Досудебная претензия — это документ, который необходимо направить стороне, предоставившей услугу, для урегулирования возникшего спора

Претензия – что это

Досудебная претензия — это документ, который необходимо направить стороне, предоставившей услугу, для урегулирования возникшего спора. То есть в случае наличия несоответствия товара или предоставленной услуги тому, что было оговорено в договоре, необходимо направить соответствующую претензию (письмо-требование) предполагаемому нарушителю и предоставить ему определенный срок на устранение недостатков. Только в том случае, если на данную претензию не поступит ответа либо поступит не устраивающий Вас ответ и Ваши требования останутся без ответа, можно обращаться с исковыми требованиями в суд. Данный процесс и называется досудебным, претензионным порядком урегулирования спора.

Цели

Как правило, в договорах указывается, что сначала спор должен быть разрешен сторонами в досудебном порядке. Это значит, что одна сторона должна послать другой стороне письмо (претензию), в котором будут перечислены нарушения и указано требования исправить эти нарушения. Например, если банк незаконно взимает комиссию, то в требовании можно указать, чтобы он либо вернул деньги, либо сделал их перерасчет в счет погашения кредита.

В досудебной претензии указывается срок на рассмотрение, от 10 до 30 дней. Если в течение этого срока сторона не отреагирует, то можно переходить к судебным действиям. Судом претензия учитывается. Если банк действительно нарушил законодательство и никак не отреагировал на претензию, то суд вправе наложить штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. То есть за неисполнение досудебной претензии банк могут еще и оштрафовать!

Кроме того, суд – дело затратное по времени и деньгам. Если есть возможность обойтись без суда и решить все в досудебном порядке, то нужно эту возможность использовать.

Условия

По каким вопросам могут быть составлены претензионные уведомления:

  • досудебная претензия в страховую компанию;
  • требование банковского учреждения о погашении долга, рассылаемое должникам (юридическим и физическим лицам);
  • претензия, оформляемая заемщиком к заимодавцу о необоснованном начислении процентов;
  • нарушение условий, прописанных в действующем договоре поставки, аренды, оказания услуг, подряда между контрагентами;
  • в налоговую инспекцию (ответ на жалобу должен быть дан заявителю в течение месяца – п. 6 ст. 138 НК РФ);
  • в туристическую компанию по поводу предоставления некачественного турпродукта (на рассмотрение ходатайства отводится 10 дней в соответствии со ст. 10 Закона от 24.11.1196 г. № 132-ФЗ) и т.д.

Форма

Форма, стиль, структура претензии не имеют правовой регламентации. Поскольку юристам свойственно все усложнять, они обычно составляют претензию, руководствуясь требованиями закона к договорам. Испуганные неюристы, ознакомившись с образцами претензий в Интернете, бегут к адвокатам, поняв, что с таким текстом им самостоятельно не справиться.

ЧТо должно быть в претензии
Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен месту, куда направляется претензия

В итоге неюристы платят адвокатам большие деньги и получают тексты претензий, оформленные на уровне международных договоров.

Это совершенно пустая трата денег. Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен месту, куда направляется претензия. К ним относятся «шапка», то есть реквизиты автора претензии и того, кому она направлена, причина направления претензии, дата ее составления, подпись, перечень прилагаемых документов и упоминание о том, что претензия является досудебной.

В остальном претензия может быть как печатной, так и написанной от руки, грамотной или содержащей грамматические ошибки, написанной безэмоционально или со смайликами.

Структура претензии

Образец досудебной претензии на возвращение денежных средств должен быть составлен с учетом общих правил деловой переписки. п.1, ст. 18 закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность полного возмещения потраченных денег. Документ оформляется в свободной форме, но постарайтесь излагать мысли четко и лаконично, избегайте орфографических и грамматических ошибок.

Образец претензии
Документ оформляется в свободной форме, но постарайтесь излагать мысли четко и лаконично, избегайте орфографических и грамматических ошибок

Строгий пример претензии на возврат денежных средств законодательством не установлен. Структура документа может быть следующей:

  1. Название юридического лица, которому отправляют документ, ФИО её должностного лица (директор, менеджер и т.п.).
  2. Свое имя, адрес и контактные данные.
  3. Населенный пункт и дата написания претензии.
  4. В центре указывается название документа (в нашем случае «Претензия»).
  5. Описание обстоятельств: когда был заказан ремонт автомобиля либо куплен товар, за который клиент требует возврата денег. Укажите, почему вы настаиваете именно на таком разрешении спора.
  6. Указание срока для ответа. Стандартный срок ответа – 10 дней. Для государственных органов – 30.
  7. Желаемая форма получения ответа (на электронную почту либо в письменном виде).
  8. Список документов, которые прилагаются к претензии. Это может быть товарный чек, экспертное заключение и т.п.
  9. Личная подпись. Если претензию направляет представитель лица, тогда необходимо направить копию доверенности.

Вручение претензии

Более долгий по времени, но самый верный способ вручить претензию, это отправить претензию и прилагающиеся документы по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью и описью вложения. Чек, подтверждающий оплату отправки заказного письма с уведомлением о вручении необходимо сохранить для предъявления в суде. Получив претензию именно таким способом, нарушитель Ваших прав трезво оценит серьезность намерений заявителя.

Для более скорой процедуры вручения достаточно прибыть по месту нахождения администрации организации и под роспись руководителя или секретаря заверить Вашу копию претензии. В этом случае, кроме подписи получившего, должны быть: расшифровка его подписи, дата, и, желательно, номер входящей корреспонденции.

Не рекомендуется вручать претензию в любом месте, даже если организация ведет там деятельность, и противопоказано вручать ее любому сотруднику организации. Во-первых, работники не соглашаются их подписывать, во избежание наказания за проявленную инициативу, хотя и покажут готовность передать куда следует. Во-вторых, ответчик опять-таки сошлется на отсутствие Вашей претензии, а на подпись в Вашем экземпляре разведет руками, сославшись на неизвестность ему фамилии или на отсутствие факта передачи документов от такого сотрудника, и вообще, последний не имеет таких полномочий. Если Вами выбран способ личного вручения через представителя организации, то заручитесь поддержкой двух свидетелей, которые после смогут дать свидетельские показания в суде.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право