Чтобы сразу расставить точки над «i», следует сказать, что любая письменная претензия носит характер досудебного действия, то есть любая претензия является досудебной. Далее мы подробно рассмотрим, что это такое и как ее составить.
Претензия – что это
Досудебная претензия — это документ, который необходимо направить стороне, предоставившей услугу, для урегулирования возникшего спора. То есть в случае наличия несоответствия товара или предоставленной услуги тому, что было оговорено в договоре, необходимо направить соответствующую претензию (письмо-требование) предполагаемому нарушителю и предоставить ему определенный срок на устранение недостатков. Только в том случае, если на данную претензию не поступит ответа либо поступит не устраивающий Вас ответ и Ваши требования останутся без ответа, можно обращаться с исковыми требованиями в суд. Данный процесс и называется досудебным, претензионным порядком урегулирования спора.
Цели
Как правило, в договорах указывается, что сначала спор должен быть разрешен сторонами в досудебном порядке. Это значит, что одна сторона должна послать другой стороне письмо (претензию), в котором будут перечислены нарушения и указано требования исправить эти нарушения. Например, если банк незаконно взимает комиссию, то в требовании можно указать, чтобы он либо вернул деньги, либо сделал их перерасчет в счет погашения кредита.
В досудебной претензии указывается срок на рассмотрение, от 10 до 30 дней. Если в течение этого срока сторона не отреагирует, то можно переходить к судебным действиям. Судом претензия учитывается. Если банк действительно нарушил законодательство и никак не отреагировал на претензию, то суд вправе наложить штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. То есть за неисполнение досудебной претензии банк могут еще и оштрафовать!
Кроме того, суд – дело затратное по времени и деньгам. Если есть возможность обойтись без суда и решить все в досудебном порядке, то нужно эту возможность использовать.
Условия
По каким вопросам могут быть составлены претензионные уведомления:
- досудебная претензия в страховую компанию;
- требование банковского учреждения о погашении долга, рассылаемое должникам (юридическим и физическим лицам);
- претензия, оформляемая заемщиком к заимодавцу о необоснованном начислении процентов;
- нарушение условий, прописанных в действующем договоре поставки, аренды, оказания услуг, подряда между контрагентами;
- в налоговую инспекцию (ответ на жалобу должен быть дан заявителю в течение месяца – п. 6 ст. 138 НК РФ);
- в туристическую компанию по поводу предоставления некачественного турпродукта (на рассмотрение ходатайства отводится 10 дней в соответствии со ст. 10 Закона от 24.11.1196 г. № 132-ФЗ) и т.д.
Форма
Форма, стиль, структура претензии не имеют правовой регламентации. Поскольку юристам свойственно все усложнять, они обычно составляют претензию, руководствуясь требованиями закона к договорам. Испуганные неюристы, ознакомившись с образцами претензий в Интернете, бегут к адвокатам, поняв, что с таким текстом им самостоятельно не справиться.
В итоге неюристы платят адвокатам большие деньги и получают тексты претензий, оформленные на уровне международных договоров.
Это совершенно пустая трата денег. Претензия должна содержать в обязательном порядке лишь минимум реквизитов, который свойственен месту, куда направляется претензия. К ним относятся «шапка», то есть реквизиты автора претензии и того, кому она направлена, причина направления претензии, дата ее составления, подпись, перечень прилагаемых документов и упоминание о том, что претензия является досудебной.
В остальном претензия может быть как печатной, так и написанной от руки, грамотной или содержащей грамматические ошибки, написанной безэмоционально или со смайликами.
Структура претензии
Образец досудебной претензии на возвращение денежных средств должен быть составлен с учетом общих правил деловой переписки. п.1, ст. 18 закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность полного возмещения потраченных денег. Документ оформляется в свободной форме, но постарайтесь излагать мысли четко и лаконично, избегайте орфографических и грамматических ошибок.
Строгий пример претензии на возврат денежных средств законодательством не установлен. Структура документа может быть следующей:
- Название юридического лица, которому отправляют документ, ФИО её должностного лица (директор, менеджер и т.п.).
- Свое имя, адрес и контактные данные.
- Населенный пункт и дата написания претензии.
- В центре указывается название документа (в нашем случае «Претензия»).
- Описание обстоятельств: когда был заказан ремонт автомобиля либо куплен товар, за который клиент требует возврата денег. Укажите, почему вы настаиваете именно на таком разрешении спора.
- Указание срока для ответа. Стандартный срок ответа – 10 дней. Для государственных органов – 30.
- Желаемая форма получения ответа (на электронную почту либо в письменном виде).
- Список документов, которые прилагаются к претензии. Это может быть товарный чек, экспертное заключение и т.п.
- Личная подпись. Если претензию направляет представитель лица, тогда необходимо направить копию доверенности.
Вручение претензии
Более долгий по времени, но самый верный способ вручить претензию, это отправить претензию и прилагающиеся документы по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью и описью вложения. Чек, подтверждающий оплату отправки заказного письма с уведомлением о вручении необходимо сохранить для предъявления в суде. Получив претензию именно таким способом, нарушитель Ваших прав трезво оценит серьезность намерений заявителя.
Для более скорой процедуры вручения достаточно прибыть по месту нахождения администрации организации и под роспись руководителя или секретаря заверить Вашу копию претензии. В этом случае, кроме подписи получившего, должны быть: расшифровка его подписи, дата, и, желательно, номер входящей корреспонденции.
Не рекомендуется вручать претензию в любом месте, даже если организация ведет там деятельность, и противопоказано вручать ее любому сотруднику организации. Во-первых, работники не соглашаются их подписывать, во избежание наказания за проявленную инициативу, хотя и покажут готовность передать куда следует. Во-вторых, ответчик опять-таки сошлется на отсутствие Вашей претензии, а на подпись в Вашем экземпляре разведет руками, сославшись на неизвестность ему фамилии или на отсутствие факта передачи документов от такого сотрудника, и вообще, последний не имеет таких полномочий. Если Вами выбран способ личного вручения через представителя организации, то заручитесь поддержкой двух свидетелей, которые после смогут дать свидетельские показания в суде.