Зарегистрировать ЗАО в 2022 году невозможно, так как эта форма организации ликвидирована. Вместо этого есть другое: непубличное акционерное общество. Регистрация непубличного АО – особенности процедуры.
Суть деятельности этих компаний не изменилась. В процедуре государственной регистрации нет ничего нового. Поскольку государственная регистрация ЗАО проводилась ранее, теперь процедура проводится в отношении непубличного АО. Поговорим об этом дальше.
ЗАО упразднили
В 2014 году еще была возможность зарегистрировать ЗАО, но с 1 сентября закрытые и открытые компании были заменены публичными и непубличными компаниями. Говоря простым языком, ОАО стало называться публичным, а ЗАО – непубличным. В первом случае акции и другие ценные бумаги размещаются открыто, а во втором – распределяются только между учредителями или заранее определенным кругом лиц.
Непубличные акционерные общества обозначены как АО, публичные – как ПАО.
Особенности непубличных АО
Акции непубличной компании не могут быть размещены по открытой подписке или иным образом предложены неограниченному кругу лиц.
В уставе акционерного общества может быть указано, что его акционеры имеют право преимущественной покупки акций, проданных другими лицами. В этом случае цена должна быть такой же, как у третьих лиц, также подлежит обсуждению отдельно.
Акционер акционерного общества может преимущественным образом приобрести то количество акций, которое соответствует тому количеству, которое ему уже принадлежит. Устав непубличного акционерного общества может также содержать пункт, согласно которому участники должны согласовывать друг с другом продажу ценных бумаг третьим лицам.
Как зарегистрировать АО
Компания может быть создана с нуля или путем реорганизации (слияния, разделения, выделения, преобразования). Считается созданным только с момента государственной регистрации.
Для регистрации АО необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица или его представителя. Перед этим следует собрать пакет документов.
Для создания акционерного общества и реорганизации существующего в новое предоставляются различные пакеты документов.
Документы для регистрации непубличного АО
В случае создания нового акционерного общества необходимо предоставить в Агентство по доходам:
- декларация;
- решение о создании юридического лица;
- учредительные документы;
- квитанция об оплате госпошлины (она составляет 4 тыс руб.).
В заявке на регистрацию АО укажите:
- полное и сокращенное наименование;
- адрес;
- размер Соединенного Королевства;
- данные о владельце реестра акционеров;
- сведения об учредителе, в том числе его доля в уставном капитале;
- коды активности;
- информация о заявителе.
В заявлении представитель компании подтверждает, что учредительные документы соответствуют требованиям и содержат достоверную информацию.
Документы необходимо принести лично в отдел ФНС, отправить заказным письмом или связаться с МФЦ.
Закон определяет список лиц, которые могут подать заявление на регистрацию АО:
- руководитель;
- учредитель;
- конкурсный управляющий (в процессе ликвидации);
- другое лицо, если такие полномочия предоставлены ему государственными органами;
- нотариус.
Поступающему выдается расписка о предоставлении документов. Если документы подавались через МФЦ, можно получить расписку.
Когда может быть приостановлена государственная регистрация непубличного АО
Зарегистрировать акционерное общество не всегда просто. Если ФНС обнаружит несоответствия в документах, выявит неверную информацию, процедура может быть приостановлена. В течение месяца налоговая инспекция обязана провести проверку.
В это время у соискателя есть возможность исправить ситуацию и предоставить разъяснения, дополнительные документы. Кроме того, представителю юридического лица не может быть назначено для этого менее пяти дней.
Если ФНС нарушает установленные законом сроки, выдает необоснованные отказы, обращается к юристу, поможет обжаловать решения должностных лиц.
О приостановлении государственной регистрации акционерного общества заявитель должен быть проинформирован на следующий день после принятия решения. Уведомления приходят по электронной почте.
Налоговая инспекция может оформить отказ в государственной регистрации. Список причин довольно длинный. Вот несколько сведений о регистрации АО:
- отсутствие необходимых документов;
- название не соответствует требованиям законодательства;
- предоставление недостоверной информации о юридическом лице.
ФНС может принять решение об отказе в течение пяти дней со дня подачи документов. Заявитель будет проинформирован с указанием причин этого решения. Вы можете исправить недостатки и отправить документы повторно.
Но в этом случае для экономии времени рекомендуем обратиться к опытному юристу, который в короткие сроки устранит ошибки, добавит пакет документов, исключив вероятность повторного отказа.
Свидетельство о регистрации непубличного АО
Ранее после проверки ФНС выдавалось свидетельство о регистрации ЗАО. Когда этот модуль упразднили, документ не изменился.
Вместе с учредительными документами, на которых налоговый орган проставляет свою отметку, а также регистрационным документом, справка выдается в пятидневный срок с момента подачи заявления представителем юридического лица.
Они отправляются в электронном виде на адрес электронной почты компании. Вы также можете забрать их лично в налоговой инспекции. Это зависит от метода, выбранного заявителем.
Свидетельство о регистрации АО содержит следующую информацию:
- полное и сокращенное наименование;
- регистрационный номер;
- дата регистрации;
- наименование управления Федеральной налоговой службы;
- серия и номер документа;
- подпись менеджера.
Регистрация акций непубличного АО
Не изменился и порядок регистрации акций ЗАО. Он утвержден для того, чтобы о выбросах могла позаботиться непубличная компания. Потребуются следующие документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации АО;
- копия карты с изменениями;
- копия решения о создании акционерного общества (если учредитель один) или протокол учредительного собрания (если их больше);
- копия договора о создании компании;
- заявление о государственной регистрации акций;
- опрос;
- решение о выпуске акций;
- копия протокола собрания, на котором решен выпуск ценных бумаг;
- карта на оплату уголовного кода;
- квитанция об оплате госпошлины;
- список документов;
- доверенность, если запрос не подан лично руководителем или его заместителем;
- два экземпляра сопроводительного письма.
Если недвижимость включена в оплату акций, также потребуется копия документа о праве собственности на нее и, если эта недвижимость принадлежит муниципалитету или государству, решение о приватизации.
Решение о выпуске акций принимается советом директоров или надзорным органом.
необходимо подать документы в ЦБ РФ. Это необходимо сделать не позднее 30 дней с момента государственной регистрации АО. На проверку документов уходит до 20 дней. При обнаружении нарушений ЦБ вправе продлить срок еще на месяц.
Резюме
Для регистрации АО оплатите госпошлину в размере 4 тыс. Руб. И предоставьте в ФНС:
- декларация;
- решение о создании юридического лица;
- учредительные документы;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Вы можете отправить документы любым удобным способом: отнести их лично в налоговую инспекцию, отправить по почте или обратиться в один из многофункциональных центров вашего города. Обращаем ваше внимание, что срок регистрации АО отсчитывается не с даты подачи вами документов, а с момента их получения государственным органом.
Мы рассматривали возможность регистрации акционерного общества при его создании. В случае слияния, выделения и других видов деятельности предоставляется иной пакет документов. Рекомендуем заранее проконсультироваться с опытным юристом, чтобы не получить отказ Федеральной налоговой службы.