Центробанк принимает жалобы граждан на плохую работу банков и обязан на них реагировать. Как составить жалобу в Центробанк России на действия банка?
Центральный банк Российской Федерации не только наделен полномочиями финансового органа, но также является структурой, контролирующей деятельность банков и микрофинансовых организаций. Если самостоятельно преодолеть разногласия с банком не удалось, можно подать жалобу на банк в ЦБ РФ.
Однако у этого метода защиты прав есть свои нюансы и подводные камни.
- В каких случаях можно пожаловаться в ЦБ РФ?
- Полномочия ЦБ при рассмотрении обращений
- Порядок направления и рассмотрения обращений
- По телефону
- Через интернет
- Прийти на личный прием
- Отправить обращение почтой
- Куда еще обратиться, если ЦБ не помог с проблемой?
- Роспотребнадзор
- ФАС
- Финансовый омбудсмен
- В каких случая обращаться
- Прокуратура
- В каких случаях обращаться
- Заключение эксперта
В каких случаях можно пожаловаться в ЦБ РФ?
Центральный банк Российской Федерации контролирует исполнение законодательства кредитными организациями и нормальное функционирование финансовой системы в целом. Помимо коммерческих банков, ЦБ контролирует следующие организации:
- микрофинансовые организации;
- страховые компании;
- ломбарды;
- негосударственные пенсионные фонды;
- кредитные союзы и другие финансовые сообщества.
Центральный банк Российской Федерации уполномочен рассматривать все жалобы о нарушении законодательства банками и иных недобросовестных действиях кредитных организаций. Однако наиболее частыми случаями обращения в ЦБ РФ являются:
- повышение кредитной ставки, не предусмотренное соглашением, и другие попытки в одностороннем порядке изменить условия кредитного договора;
- неправомерное начисление штрафов и санкций;
- списывать деньги со счета клиента без его согласия;
- раскрытие информации о клиентах третьим лицам;
- игнорировать запросы клиентов;
- услуги навязывания;
- злоупотребления служебным положением сотрудников банка;
- уступка права требования кредита без письменного согласия заемщика.
Жалобы, не относящиеся к компетенции ЦБ РФ, рассмотрению не подлежат.
Полномочия ЦБ при рассмотрении обращений
Центральный банк Российской Федерации выдает лицензии на осуществление банковской деятельности и контролирует выполнение кредитными организациями банковского законодательства. По заявлению граждан ЦБ вправе инициировать проверку и при обнаружении нарушений применять меры пресечения.
Таким образом, Банк России может заблокировать счет, с которого незаконно списаны средства, отправить уведомление в банк, отозвать у него лицензию и повлиять на услуги в случае возникновения ошибки в учете данных банковской системы.
Однако, если клиенту банка необходимо вернуть незаконно удерживаемые деньги, ЦБ вряд ли поможет с этим:
не имеет соответствующих полномочий. В этом случае нужно обратиться в прокуратуру или суд.
Практика рассмотрения обращений граждан Центральным банком показывает, что эта организация наиболее эффективно решает проблемы неадекватного банковского обслуживания.
В случае возникновения юридических проблем обращение, как правило, перенаправляется в другие более компетентные структуры: ФАС, Роспотребнадзор или прокуратуру.
Порядок направления и рассмотрения обращений
Хотя Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти, он обязан рассматривать обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2012 г. № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, срок рассмотрения жалобы в ЦБ РФ составляет 30 дней с момента ее поступления, а при необходимости дополнительной проверки информации, указанной в заявлении, – 60 дней.
Есть несколько способов подать жалобу в ЦБ РФ.
Важно! Каким бы способом ни была подана жалоба в Банк России на действия коммерческого банка, результат ее рассмотрения во многом зависит от того, как она составлена: сформулирована причина обращения, представлены доказательства, ссылки на нормативные акты.
В противном случае вы можете получить официальный ответ ЦБ, который никак не поможет решить проблему.
По телефону
По телефону вы можете узнать адрес и режим работы регионального отделения банка, узнать статус рассмотрения заявки, получить консультацию.
Контактные контакты:
- 300 – бесплатный короткий номер для мобильных телефонов;
- +7 (499) 300-30-00 – для жителей Москвы и Московской области;
- 8 (800) 300-30-00 – одна горячая линия.
Через интернет
Этот способ самый простой и быстрый. Жалобы, поданные через Интернет-приемную ЦБ РФ, имеют статус письменных обращений и подлежат обязательному рассмотрению.
Чтобы подать жалобу в интернет-приемную Банка России, вам необходимо открыть официальный сайт ЦБ России. В открывшейся форме апелляция заполняется в 4 этапа:
- Выберите тему жалобы. Если жалоба касается отношений между банком и его клиентами, необходимо выбрать «Банковские продукты / услуги»
- Описание проблемы. Необходимо заполнить поля «Продукт» (с какой услугой возникла проблема), «Тип проблемы» и «Название организации» (банк). Далее идет поле «Текст жалобы», где требуется указать суть жалобы в произвольной форме. Проблема должна быть описана последовательно, в хронологическом порядке, с подробным описанием соответствующих документов и других доказательств. Сюда же можно прикрепить файлы с жалобами: скан кредитного договора, историю удалений аккаунта и т.д.
- Контакты. Вы можете использовать автозаполнение через госуслуги или заполнить поля самостоятельно. Важно предоставлять только достоверную информацию о себе, иначе вы можете не получить ответ на свою жалобу. Не забудьте оставить свой адрес электронной почты, на который вам ответят.
- Проверка достоверности данных. После проверки правильности заполнения всех полей вы можете отправить жалобу в ЦБ РФ.
Прийти на личный прием
Личный прием граждан в центральном отделении Банка России осуществляется по адресу:
Москва, Сандуновский пер., Д. 3, корпус 1. Персональный прием проходит по программе: понедельник с 10:00 до 18:00, вторник-четверг с 10:00 до 16:00, кроме нерабочих праздничных дней.
Также можно прийти в региональное отделение ЦБ РФ. Список региональных отделений Банка России и их контакты доступны здесь.
На рецепции вы можете получить консультацию о законности действий банка, а также составить письменную жалобу, которая сразу же будет зарегистрирована. Для этого необходимо оформить 2 экземпляра жалобы в ЦБ, один передать сотруднику банка и поставить отметку о доставке на втором.
Отправить обращение почтой
Чтобы письменная жалоба была не только принята, но и была принята по существу, она должна быть правильно составлена. В частности, стиль изложения письма должен быть профессиональным, обстоятельства изложены лаконично и без эмоциональной окраски.
Чтобы написать обращение в ЦБ, необходимо соблюдать следующие правила. Жалоба начинается заголовком с указанием контактных данных отправителя и имени получателя: Банк России. Чтобы получить точный ответ, важно указать свои правильные данные: имя, адрес отправителя, номер телефона и адрес электронной почты.
Далее необходимо описать суть жалобы, указав следующие данные:
- все соответствующие события в хронологическом порядке: дата обращения в банк, название банка и адрес отделения;
- ФИО сотрудников банка, оказавших услугу;
- какие права, по мнению заявителя, были нарушены;
- ссылки на нормативные акты;
- обязанность провести проверку по факту нарушения и восстановления прав, дать объяснения и так далее;
- приложить все документы, относящиеся к жалобе: договор об обслуживании счета, платежные документы, переписку с банком и так далее;
- дата и подпись.
Важно! Необходимо указать способ отправки ответа на обращение: заказным письмом на домашний адрес или по электронной почте.
К отчету прилагается копия всех соответствующих документов.
Письмо необходимо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12, Банк России. После этого необходимо дождаться возврата квитанции о получении, в которой будет указана дата получения рекламации. Именно с этой даты считается крайний срок ответа ЦБ на обращение.
Куда еще обратиться, если ЦБ не помог с проблемой?
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор уполномочен рассматривать вопросы, связанные с нарушением прав потребителей. Проверить обстоятельства, изложенные в отчете, и при обнаружении нарушений в пределах его компетенции поручить банку устранить нарушения.
Контакты:
Жалоба будет решена быстрее, если вы обратитесь в филиал в вашем регионе, но вы также можете перейти непосредственно в основное отделение.
- Звоните по телефону: единый консультационный пункт – 8 (800) 555-49-43.
- Обратитесь в виртуальную приемную.
- Отправьте жалобу по почте или приходите на ресепшн по адресу: 127994, Москва, Вадковский переулок, дом 18, строения 5 и 7.
Телефон и адрес регионального отделения Роспотребнадзора можно найти на сайте XX.rospotrebnadzor.ru, где XX – номер региона, например 22.rospotrebnadzor.ru. Вы можете позвонить в отдел, прийти на личный прием или отправить жалобу по почте.
ФАС
Что касается кредитных организаций, то Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение положений о рекламе и конкуренции. Следовательно, вы можете подать жалобу в ФАС:
- за наличие в рекламе банковских услуг информации, не соответствующей действительности;
- за рекламный спам;
- другие нарушения, связанные с банковской рекламой.
Контакты:
- Подайте апелляцию в электронном виде.
- Телефон: +7 (499) 755-23-23.
- Электронная почта: [email protected].
- Персональный прием: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 11.
- Персональный прием в региональном офисе.
- Почтовый адрес: Главное управление ФАС России: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11, Д-242, СПГ-3.
Финансовый омбудсмен
В каких случая обращаться
Финансовый омбудсмен осуществляет превентивное разрешение споров между финансовыми учреждениями и потребителями их услуг.
Другими словами, если банк не отвечает на запросы, вы можете написать Финансовому омбудсмену, который предоставит квалифицированную консультацию по интересующим вопросам в сфере банковских услуг, а также предложит условия разрешения возникшего спора.
Контакты:
- Оставьте электронное обращение.
- Звоните в Контакт-центр: 8 (800) 200-00-10.
- Отправьте обращение по почте или приходите лично: 119017, Москва, Старомонетный пер., Дом 3.
Прокуратура
В каких случаях обращаться
Если клиент подозревает признаки мошенничества или других преступлений (например, раскрытие персональных данных) в действиях банка или его сотрудников, имеет смысл обратиться в прокуратуру.
Контакты:
Письменное обращение необходимо написать в прокуратуру и отправить по почте либо лично доставить прокурору по месту жительства. Вы можете найти ближайшую прокуратуру на сайте Генпрокуратуры.
Если правонарушение не носит уголовного характера, вы можете написать в интернет-приемную прокуратуры.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Центральный банк уполномочен рассматривать жалобы граждан на нарушения кредитными организациями банковского и финансового законодательства.
- Сообщение в Центральный банк против банков должно быть составлено разумно и юридически грамотно, со ссылкой на законодательство, в противном случае оно может остаться без рассмотрения по существу. Для получения положительного результата лучше обратиться за подготовкой такого документа к опытным юристам.
- Если дело не входит в компетенцию ЦБ, лучше всего написать жалобу в Роспотребнадзор, ФАС или прокуратуру.