В некоторых регионах России местными органами власти, в пределах их полномочий, предоставляются различные льготы и преференции жителям. Так, например, в Москве для местных жителей есть социальная карта москвича, которая по своей сути сочетает свойства сразу нескольких карт.
Социальная карта москвича
Проект «Социальная карта москвича» стартовал с эксперимента в 2001 году. Началу работ предшествовали подготовка первичной (стартовой) инфраструктуры для оказания различных услуг населению с использованием интеллектуальных пластиковых карт, а также решение организационных вопросов. В 2002 году в ведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития города Москвы было создано Государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» (ГУП МСР), которому были делегированы функции по дальнейшей реализации проекта.
Социальная карта москвича – это пластиковая карта установленного образца со встроенной интегральной микросхемой. Она является собственностью города Москвы и изготавливается за счет средств бюджета города. С использованием социальной карты обеспечивается реализация прав на льготный проезд в общественном транспорте города Москвы (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен) и Московской области, пригородном железнодорожном сообщении.
Функционал карты
Она оборудована транспортным приложением для проезда в транспорте Москвы и области. Карта позволяет обеспечить удобство и безопасность получения пенсий, стипендий, субсидий, пособий, городских социальных выплат и собственных средств. С помощью Карты москвича можно оплачивать различные услуги, в том числе жилищно-коммунальные, рассчитываться за товары в магазинах, предусмотрено использование Карты москвича наравне с полисом обязательного медицинского страхования в городских поликлиниках. Карту москвича можно использовать как идентификатор «Москвенка» в системе «Проход и Питание».
Присоединиться к программе скидок проекта «Карта москвича» может любой ритейлер или предприятие, оказывающее услуги гражданам. В настоящее время скидки предоставляются более, чем в 7500 точек торгово-сервисной сети Москвы и области.
Кому положена
Всего по состоянию на 2019 год существует 12 крупных категорий московских жителей, которые могут получить карту москвича, в том числе социальную:
- Пенсионеры и жители, которые достигли “старого” пенсионного возраста.
- Получатели субсидий на оплату ЖКХ.
- Почётные доноры СССР, России и Москвы.
- Многодетные семьи.
- Члены семей погибших или умерших ветеранов войны и боевых действий, которые получают пенсию по потере кормильца.
- Сотрудники ГУ МВД России по городу Москве.
- Школьники и учащиеся колледжей.
- Студенты вузов.
- Инвалиды и дети-инвалиды.
Также, на соц. карту могут претендовать:
- Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечения.
- Опекуны или попечители детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Приёмные родители, патронатные воспитатели.
- Женщины, получающие выплаты, связанные с беременностью и рождением ребёнка.
Для различных категорий доступны различные возможности, которые открывает именная карта.
Оформление карты москвича
Шаг 1. Подайте заявление в любом центре «Мои документы». Вам понадобятся:
- паспорт (если карта оформляется для ребенка младше 14 лет — свидетельство о рождении ребенка);
- документы, подтверждающие право на льготы (не требуются, если вы имеете статус предпенсионера);
- удостоверение «Ветеран труда» или «Ветеран военной службы» (при наличии);
- полис обязательного медицинского страхования (ОМС)*;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)*;
- фотография формата 3х4 — можно сделать в любом центре «Мои документы» или принести свою.
Для оформления карты на ребенка младше 14 лет документы на него подает родитель (или законный представитель). В этом случае дополнительно понадобятся: паспорт родителя (законного представителя) и документ, подтверждающий полномочия представителя, например, свидетельство о рождении.
Шаг 2. Карта москвича будет готова в течение 30 дней после подачи документов. На это время вам выдадут льготный проездной билет на все виды городского транспорта и справку для приобретения печатных билетов в кассах пригородного железнодорожного транспорта.
Шаг 3. Получите карту в том же центре «Мои документы», где вы ее оформляли. Вам понадобится паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, если карту получает представитель — документы, подтверждающие его полномочия.
После получения карты рекомендуем записать ее банковский 16-ти значный номер, указанный на лицевой стороне, и номер, указанный с обратной стороны, над фотографией. Эти данные помогут вам в случае потери карты. Если вы хотите записать пин-код карты, не храните его вместе с ней.
Заявление
Важный документ, требующий для оформления СКМ – это заявление-анкета. В региональном отделении социального органа, который принимает пакет документов, вы можете получить бланк заявления.
В заявлении прописаны такие пункты:
- Номер заявки.
- Наименование документа.
- Дата, когда подается заявление.
- Наименование органа, который принимает заявление-анкету.
- ФИО заявителя.
- Телефон заявителя.
- Адрес, где зарегистрирован гражданин.
- Дата рождения заявителя.
- Адрес, где фактически проживает заявитель, который наделен правом на получение льгот социального характера.
- Основания для получения социальной карты москвича.
- Реквизиты документа, который удостоверяет личность получателя социальной карты.
- Подпись лица, обладающего правом на социальную карту. Если от имени гражданина действует представитель, то необходимо его подпись.
Отказ в карте
Есть веские основания для отказа в выдаче пластиковой карты государственными органами, среди которых следует выделить основные:
- Представитель гражданина, претендующего на получение СКМ, не имеет доверенности.
- Заявитель не имеет законных прав на получение социальной помощи от государства.
- Предоставление услуг оказалось невозможным, а причина заключается в появлении обстоятельств, которые при приеме заявления-анкеты не были известны.
- Заявитель представил неполный пакет документов.
- Заявитель предъявил бумаги, юридическая сила которых была утрачена.
- Заявитель неправильно заполнил заявление – в нем имелись ошибки и исправления.
Если гражданин получил официальный отказ в предоставлении социальной услуги от государства, то он имеет право обжаловать его в вышестоящих органах или суде. Отказ оформляется должностными лицами в виде письма.
Потеря или окончание карты
Если вы в силу разных причин остались без соц. карты, ее нужно, в первую очередь, заблокировать. Тем более это необходимо, когда к карте привязан счет в банке. В этом случае нужно позвонить в банк и объяснить ситуацию.
Сведения о том, куда и при каких случаях звонить, написаны на СКМ, а также в специальной инструкции, которая выдается в отдельном конверте. Поэтому этот документ выбрасывать ни в коем случае нельзя.
После этого надо прийти в ближайший МФЦ, чтобы подать заявление на перевыпуск СКМ. Старую карту блокируют сразу после звонка о пропаже. На период, когда будет изготавливаться новая карта, выдают временный проездной.
Как уже уточнялось, карту выдают на 5 лет. Дата, когда будет закончено ее действие, указывается на лицевой стороне СКМ.
Здесь проставляется месяц и год. Новую СКМ выпустят заблаговременно. Приблизительно за 10 дней до завершения срока СКМ, нужно прийти в МФЦ за новым документом.
Если МФЦ нет в вашем городе, можно обратиться напрямую в социальную защиту. С собой надо взять паспорт, старую социальную карту и другой документ, подтверждающий льготу. После получения новой СКМ, ее можно использовать, как и раньше.