Расскажем вам, когда и в какие сроки вы можете вернуть наушники в магазин, как это сделать, когда вам нужно перевести за них деньги и что делать, если продавец отказывается вернуть.
Если вы купили наушники и через некоторое время они вам не понравились, вы можете вернуть их в магазин. То же самое и с покупкой неисправного устройства, но у них более длительные сроки возврата. Но в любом случае знайте, что закон, скорее всего, на вашей стороне!
К каким товарам относятся наушники
Я не зря начал статью с этого подзаголовка. Некоторые продавцы считают наушники технически сложными изделиями, другие – средствами личной гигиены и отказываются возвращать покупателей в течение 14 дней, если товар просто не соответствовал каким-то критериям.
По закону магазины могут ошибаться, и вот почему:
- Согласно пункту 67 таблицы 1 ГОСТ 27418-87 «Радиоэлектроника бытовая» стереографические наушники относятся к вспомогательным устройствам, предназначенным для подключения к бытовой электронике. Следовательно, нельзя всегда рассматривать технически сложное устройство.
- Согласно пункту 2 перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, обмен которых невозможен, предметы личной гигиены не подлежат возврату. Более того, сами элементы не детализированы. Наушники к ним можно отнести только теоретически. На самом деле их нельзя использовать, как зубную щетку или ватные палочки: они предназначены для прослушивания музыки и телефонных разговоров, а не для чистки ушей.
Судебная практика по таким делам неоднозначна. Продавец может отказать в возврате, заявив, что наушники соприкасались с кожей, и формально он будет прав. Но с юридической точки зрения это не совсем так: поскольку подробного перечня предметов личной гигиены нет, значит, закон нужно толковать в пользу потребителя.
Прежде чем обращаться в магазин, прочтите прилагаемую инструкцию. Кроме того, важен и тип наушников: беспроводные наушники с функцией Wi-Fi и сенсорным управлением вряд ли вернут: их можно отнести к категории технически сложных устройств (п. 6 постановления правительства РФ от 11.10.2011 № 924), «Навигационное оборудование и оборудование беспроводной связи для домашнего использования»). Если говорить о простом проводном, через который можно только слушать музыку и разговаривать, возможен возврат.
Если наушники не понравились
Если вы купили самые простые проводные наушники и не нравятся по звуку, цвету, размеру или другим параметрам, вы можете обменять их в том же магазине на другие. Если других нет, попросите вернуть деньги.
Чаще всего продавцы сразу оформляют возврат денег, и это не проблема. Но если вам предложили их обменять и вы передумали покупать там что-то, можно сказать, что ни один из предложенных вариантов вам не подойдет.
Примечание: Срок возврата – 14 дней. Отсчет времени начинается со дня, следующего за днем покупки (статья 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Пример. Женщина купила закрытые проводные наушники 10 октября. Обратный отсчет 14-дневного периода начинается 11 и заканчивается 24 октября включительно. Она открыла пакет только 15 октября и, внимательно прислушавшись, обнаружила, что они не очень подходят для нее.
Покупатель пошел в магазин и подписал заявление о возврате. Товар оставила там же, деньги ей вернули через два дня.
Как вернуть
Если вы купили наушники себе и они вам не понравились или вы хотели их кому-то подарить, но они не подошли, вам понадобятся:
- Обратитесь в магазин, предъявив сам товар, упаковку, квитанцию или другой документ, подтверждающий оплату, а также паспорт.
- Напишите вопрос: бланк и образец будут оформлены на сайте.
Деньги будут возвращены вам в течение трех дней с даты запроса. Если вы оплатили покупку купюрами, вам нужно будет прийти и получить наличные. При оплате с банковской карты все переводится на нее.
Наушники могут быть возвращены, если они товарные, не использовались, имеют заводские бирки. Если вы какое-то время ими пользовались, оторвали все наклейки, а потом решили вернуть их в магазин, возможно, вам откажут.
Есть недостатки
Если наушники не работают, воспроизводят музыку с помехами или обнаруживают другой дефект, вы можете вернуть или обменять их в течение всего гарантийного срока. Без него этот срок составляет два года с момента покупки.
Если они относятся к технически сложному продукту, для возврата предусмотрено 15 дней с даты покупки. По истечении указанного срока его можно вернуть только при обнаружении существенного брака, нарушении продавцом срока ремонта (45 дней). Или если они не могут использоваться более 30 дней в течение одного года гарантии.
Примечание. Наушники с сенсорным управлением и двумя или более функциями можно отнести к категории технически сложных. Например, если помимо прослушивания музыки и разговоров в них есть функция Wi-Fi.
Что делать покупателю
Если вы хотите вернуть бракованные наушники, вам необходимо обратиться в магазин с заявлением. В нем должна быть указана причина возврата и конкретные неисправности. Также вам понадобятся квитанция о покупке и паспорт.
Деньги необходимо перечислить в течение 10 дней с момента подачи заявления (ст. 22 Закона № 2300-1). Даже если магазину требуется осмотр, чтобы определить, кто виноват в неисправности – вы, он или производитель – этот срок не может быть увеличен без вашего согласия.
Примечание: Если экзамен установит, что вы виноваты в дефектах, о возврате придется забыть. Кроме того, может потребоваться возмещение стоимости экзамена.
При покупке онлайн другие правила
Если вы заказали наушники онлайн и оплатили там же, но уже купили их в офлайн-магазине, арт. 26.1 Закона № 2300-1. Вы можете вернуть их в течение 7 дней с момента получения, независимо от причины. То же самое касается случаев онлайн-заказа, но офлайн-оплаты при получении: по закону товар считается приобретенным удаленно.
Если вы получили устройство и обнаружили дефекты, действуют общие правила и условия возврата – в течение 15 дней (технический комплекс) или в течение гарантийного срока.
Как вернуть
Здесь нет ничего сложного:
- Приходите в офлайн-магазин, найдите раздел возврата в приложении или на сайте магазина. Чаще всего это можно сделать онлайн.
- Напишите заявление и отправьте на проверку.
Затем вам могут позвонить, чтобы убедиться, что вы подали заявку, и уточнить детали. Менеджер установит дату и время, когда курьер приедет и заберет товар. Деньги вам вернут в течении 10 дней.
Когда могут отказать в возврате
Продавец вправе на законных основаниях отказать вам в возврате наушников, если:
- Они подлежат ремонту, но относятся к технически сложным товарам с двумя или более функциями и годовой гарантией и не подлежат обмену просто потому, что они им не нравятся.
- Недостатков нет, но следы эксплуатации очевидны, эмблемы и наклейки не сохранились.
- Недостатки есть, но экспертиза определила, что виноваты вы, а не магазин или производитель.
Например, если вы уронили наушники и раздавили их или залили водой, вы не сможете их вернуть – это ваша вина, халатность. Если через несколько дней после покупки вы стали замечать помехи и ошибка не в проблемах передачи сигнала, а в качестве товара, есть возможность возврата денег.
Что делать, если отказали незаконно
Если вы считаете, что вам незаконно отказали в возврате наушников, попробуйте сначала отказаться от судебного разбирательства и подать жалобу по адресу магазина. На него необходимо ответить в течение 30-40 дней. Если поступил отказ или запрос был проигнорирован, вам следует обратиться в суд.
Соблюдать процедуру подачи жалоб необязательно. Но обычно, даже на стадии жалобы, большинство проблем удается решить.
Если вы решите пойти дальше, подайте иск в мировой суд (запрашиваемая цена до 100 000 рублей). Одновременно с обязательством расторгнуть договор купли-продажи и взыскать стоимость товара может потребоваться штраф (1% от цены наушников), а также штраф в размере 50% от суммы, удовлетворенной жалоба, если магазин отказался вернуть вас до обращения в суд.
Чтобы не возвращаться в суд, проще подать заявление и другие документы онлайн, через «Правосудие» ГАС. Там же вы можете отслеживать, как продвигается дело.
Судебная практика
Довольно часто люди обращаются в суд с просьбой о возврате денег за смартфоны и одновременно за наушники, которые обычно покупаются вместе с ними.
Вот пример такого типа:
Мужчина заказал в сети смартфон Samsung, и наушники ему подарили. Получив смартфон, покупатель понял, что он ему не подходит и решил вернуть его. Но продавец отказался принять товар, заявив, что это технически сложно. Но я не рассматривал ЗоЗПП, которая позволяет вернуть оборудование в течение 7 дней, если оно было приобретено удаленно.
В суде мужчина просил взыскать с ответчика стоимость смартфона, компенсацию морального вреда, проценты за использование денег и штраф. Решением нет. 2-1620 / 2019 2-1620 / 2019 ~ M-1489/2019 M-1489/2019 от 14 августа 2019 года в случае № 2-1620 / 2019 спрос был частично удовлетворен.
Обвиняемый был приговорен к выплате стоимости смартфона и всей компенсации, но в меньшей степени, чем указано в заявлении. Актер был вынужден вернуть смартфон, а наушники смог оставить себе, так как это был подарок магазина.
Ответы юриста на частные вопросы
Могу ли я вернуть свои беспроводные наушники без квитанции (чека), если я их потерял?
Отсутствие квитанции не является поводом для отказа в возврате. Вы можете подтвердить свою покупку другими способами, включая заявление или отзыв. Но обычно гарантийного талона, если таковой имеется, бывает достаточно.
Можно ли вернуть наушники без коробки, но с квитанцией (чеком)? Куплен в ДНС.
Да, продавец не имеет права запрашивать коробку. К тому же гарантировать его сохранность практически невозможно: все равно придется вскрывать, чтобы проверить качество товара. Купил наушники в Эльдорадо, на следующий день они мне не понравились.
Могу ли я вернуть их без причины?
Нет, причина все же указывается в заявлении. В вашей ситуации можно написать, что по качеству звука они не подошли.
Могу ли я не вернуть наушники, а попросить у продавца скидку, если они не работают, но при использовании это особо не мешает?
То есть возврат части стоимости. Да, такая возможность предусмотрена ст. 18 Закона № 2300-1. Вы можете запросить соответствующее снижение стоимости, со скидкой, примерно равной цене, установленной третьими сторонами. Например, если нужно сменить резьбу, можно договориться о скидке 500–1000 руб. Но все только по договоренности.
Нужно ли мне возвращать наушники, купленные вместе со смартфоном, если я хочу отменить покупку?
Да, если они идут в комплекте, а не в подарок, вам нужно будет вернуть все продавцу.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- В большинстве случаев любые наушники можно вернуть в течение 14 дней, если они им не понравятся.
- При обнаружении дефектов в товаре возможен возврат в течение всего гарантийного срока, а при его отсутствии – в течение двух лет с момента покупки.
- Не все наушники являются технически сложными изделиями и уж точно не могут считаться предметом личной гигиены. Но так бывает не всегда: ни в Роспотребнадзоре, ни в судах нет единого мнения по этому поводу.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам и получите подробную консультацию бесплатно!