Обмен ювелирных изделий по закону

Обидно вдруг обнаружить, что золотые серьги, купленные за бешеные деньги, не подходят к вашему вечернему платью. Возврат ювелирных изделий – как обменять или вернуть украшения?

Обидно, но на первый взгляд это не проблема: кажется, что по закону мы разрешим возврат драгоценностей надлежащего качества. Гораздо хуже, например, если изделие разбилось: камень отлетел, оторвалась крышка. Что с этим теперь делать?!

Обмен и возврат драгоценностей в соответствии с законом

Что бы это ни было! Оказывается, законодатель включил украшения в список исключительных товаров, которые сложнее вернуть в магазин, чем обычно. В магазине вам сказали: гарантия одна неделя и, в общем, драгоценности не подлежат замене! Так что же происходит, когда покупатели ювелирных изделий не имеют прав? К счастью для вас, все не так уж плохо.

Если изделие без дефектов

Казалось бы, а в чем вообще сложность?! В конце концов, все мы прекрасно знаем право потребителя вернуть качественный товар, если он не подходит по размеру, форме, цвету, размеру или конфигурации.

Измеряем серьги: если они не подходят, забираем их, коробку, чек и в течение 14 дней, не считая дня покупки, возвращаем в магазин (п. 1 ст. 25 ФЗ 2300- 1 «О защите прав потребителей»). Все просто!

Но нет… В случае с украшениями это правило не работает. Дело в том, что законодатель включил украшения и другие предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, ограненные драгоценные камни в перечень товаров, которые не могут быть возвращены в магазин (Постановление Правительства № 55 от 19.01.1998).

В связи с этим НЕВОЗМОЖНО обменять и вернуть драгоценности надлежащего качества в течение первых 14 дней с момента покупки.

Что же тогда делать? Тщательно подойдите к выбору украшения – если оно не подошло, вернуть его на одной основе уже не получится. Ну или поищите в них изъяны и недоработки: по-прежнему закон разрешает возврат некачественных украшений! Поговорим об этом подробнее.

Подлежат ли обмену ювелирные изделия из золота с дефектом?

Ага! На эти продукты распространяются правила, установленные для товаров ненадлежащего качества, при условии, что такие дефекты не были указаны продавцом при заключении договора купли-продажи. На какие дефекты распространяется это правило? Например:

  • дефекты самих украшений – слабая фиксация камней, замки в сережках, шарнирные соединения браслетов, трещины, сколы, царапины, заусенцы, изменение цвета камней и другое;
  • несоответствие штампа государственного эссе реальному образцу ювелирного сплава;
  • несоответствие характеристик продукции данным, указанным на этикетке или в сертификате качества.

Условия возврата ювелирных изделий в магазин

Обмен и возврат драгоценностей в соответствии с законом

По закону обмен и возврат неисправных ювелирных изделий осуществляется при соблюдении двух условий.

Первое – это причина неисправности. Он должен возникать из-за обстоятельств, за которые несет ответственность производитель (заводской брак) или продавец (нарушение условий хранения) и не должен быть связан с нарушением правил использования товара покупателем. В магазине, конечно, могут с этим не согласиться: говорят, что сами виноваты, неаккуратно использовали, а теперь пришли с жалобой. В таком случае вы предлагаете продавцу провести независимую экспертизу брака – он обязан ее организовать и провести за свой счет (п. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 2300-1).

Если по его результатам выясняется, что вы не при чем, продавец обязан выполнить ваш запрос. Если окажется, что вы действительно виноваты, вам придется оплатить стоимость экзамена и забрать жалобу. Ну или оспорите свои выводы в суде.

Второе условие – крайний срок выявления дефекта. Для того чтобы претензии были законными, дефект должен быть обнаружен в течение гарантийного срока (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 2300-1). Отсюда вполне логичный вопрос: есть ли гарантия на золотые украшения? Этот вопрос стоит задать продавцу. Дело в том, что производитель ювелирных изделий может установить гарантию, но минимальные гарантийные сроки законом не предусмотрены. Но даже если продавец уверяет вас, что гарантии нет или, скажем, она длится всего неделю, не расстраивайтесь, потому что:

  1. Во-первых, п. 6.2 ОСТ 117-3-002-95 устанавливает срок выявления скрытых дефектов в ювелирных изделиях, который составит не менее 6 месяцев с момента покупки. Скрытый дефект – это дефект, который не может быть обнаружен во время приемочного контроля и возникает во время хранения и эксплуатации продукта. Даже если гарантия меньше, у вас есть не менее шести месяцев, чтобы выявить неочевидные последствия производственного брака.
  2. Во-вторых, если гарантийный срок вообще не установлен, то по закону обмен и возврат украшения со свадьбой осуществляется в случае его отсутствия в разумные сроки, но не позднее, чем через 2 года (п.2 п ст. 19 ФЗ № 2300-1)… Другими словами, при отсутствии гарантии закон дает 2 года на выявление дефекта.

На что можно рассчитывать?

По закону покупатель неисправного украшения может предъявить продавцу одно из целого списка требований. Что конкретно – вы вправе решать сами. Но надо все знать. Итак, вы можете запросить (п.1 ст.18 ФЗ № 2300-1):

  1. Замена товара на аналогичный или аналогичный с относительным пересчетом уплаченной цены. Продавец обязан выполнить это обязательство в течение 7 дней; в течение 20 дней, если для вступления в брак требуется дополнительное пособие; в течение одного месяца, если на момент предъявления данного требования у продавца нет необходимого товара (ст. 21 Федерального закона № 2300-1).
  2. Уменьшение активов соразмерно степени замужества. В законе не прописано, какую скидку делать – придется договариваться. Разницу необходимо вернуть в течение 10 дней (ст. 22 Федерального закона № 2300-1).
  3. Немедленный и бесплатный ремонт товара. Конкретный срок гарантийного ремонта определяется договором, но в любом случае не может превышать 45 дней (ст. 20 Федерального закона № 2300-1). Альтернативный вариант – самостоятельный ремонт с последующим возмещением продавцом затрат на его выполнение.
  4. Расторжение договора и возврат уплаченных денег продавцу. Это требование должно быть выполнено в течение 10 дней (ст. 22 Федерального закона № 2300-1).

В случае нарушения продавцом сроков, установленных для удовлетворения претензий отдельного покупателя, может взиматься штраф в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. А заряжать можно, пока не вернет все до копейки – ограничений по срокам и сумме штрафов законом нет (ст. 23 ФЗ № 2300-1).

Как вернуть ювелирку в магазин?

Процедура возврата стандартна и не требует особых усилий. Не рекомендуем сразу спешить к юристам и защитникам прав потребителей: немедленно обратитесь к продавцу и только потом, если не можете решить проблему, подумайте о юридической помощи.

Шаг 1. Идем к продавцу

Берем товар, коробку, проверяем и идем к продавцу. Также рекомендуем заранее подать жалобу на возврат украшения в письменной форме, в случае, если устная жалоба не работает. Вы можете скачать его в Интернете или составить самостоятельно по нашей модели.

Шаг 2. Передаем товар продавцу

Продавец обязан принять от вас бракованный товар, даже если он не согласен с фактом дефекта и причинами его возникновения. В случае возникновения спора он обязан провести осмотр и проверить товар на предмет дефектов. Если продавец отказывается принять товар, переходите к шагу 4.

Шаг 3. Ждем исполнения предъявленного требования

В зависимости от требований вам придется ждать максимум 10-45 дней. Если вам нужен возврат, он должен быть зачислен на ваш счет в течение 10 дней. Деньги не пришли? ты должен жаловаться.

Шаг 4. Жалуемся

Вы должны пожаловаться в Роспотребнадзор. Чтобы не тратиться на бумагу, конверты и марки, рекомендуем подать жалобу через сайт Роспотребнадзора. Инспектор посетит продавца, осмотрит магазин и разместит заказ на устранение нарушений.

Если не сработает, можно подать в суд. Там можно исключить не только деньги на золото и штрафы, но и компенсацию морального вреда (ст. 15 Федерального закона № 2300-1), если он был причинен, а также возмещение судебных издержек.

А что насчет бижутерии?

В свете всего сказанного вполне логично задать вопрос, подлежат ли украшения обмену и возврату? Ага! Изделия, не содержащие драгоценных камней и металлов, не считаются ювелирными изделиями, а значит, их можно обменять не только в случае обнаружения дефектов и дефектов.

Ювелирные изделия можно обменять и, если подходящего предмета нет в наличии, вернуть в магазин в течение 14 дней. Главное – показать продавцу свою решительность и дееспособность. Тот, кто, но точно знает, что незаконный отказ будет стоить ему намного дороже.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право