Можно ли заменить свидетельство о заключении брака?

Замена свидетельства о заключении брака осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15.11.1997 г. 143-ФЗ. Как заменить свидетельство о браке? Процедура проходит в ЗАГСе по запросу супруга, желающего получить новый документ.

можно ли и как заменить свидетельство о браке?

Основания для замены свидетельства о регистрации брака

Получение дубликата обязательно в случае изменения данных сертификата или его утери. Рассмотрим каждую из ситуаций:

При смене паспорта, в случае утери справки Если ваш паспорт изменится в возрасте 20 или 45 лет, вам не нужно предоставлять свидетельство о браке, но в этом случае информация о семейном положении вводиться не будет. В список обязательных документов входят только заявление, свидетельство о рождении и фотографии
Смена паспортных данных Паспортные данные в справке не отображаются, менять не нужно
Смена фамилии При изменении фамилии или имени свидетельство о браке не меняется. Вместо этого выдается документ об изменении имени
Смена гражданства В ЗАГСе гражданство не меняют, это подтверждается паспортом. Дубликат сертификата не выдается
Из-за ошибки При обнаружении ошибок в данных документа гражданин имеет право получить новый

Следовательно, получить повторный сертификат можно только в следующих случаях:

  • терять;
  • повреждать;
  • невозможность чтения;
  • какие-либо ошибки или опечатки в нем.

В остальных случаях замена не производится.

Кто вправе обратиться за дубликатом свидетельства о браке?

На основе ст. 9 Федерального закона от 25.07.2012 г. 143 дубликат выдается супругу, фигурирующему в записи актов гражданского состояния и являющемуся держателем свидетельства, а также другим категориям граждан:

  • опекуны недееспособных лиц;
  • родственники, если владелец документа умер;
  • адвокат на основании нотариальной доверенности.

Основания для отказа в замене свидетельства

Когда отказываются выдавать дубликат:

  • запрос документа посторонним лицом;
  • отсутствие доверенности от внешнего гражданина, не входящего по закону в круг претендентов;
  • подача ряда неполных документов;
  • некорректное заполнение заявки.

Порядок и способы обращения для замены свидетельства о браке

Граждане могут обратиться в регистр одним из следующих способов:

  • личный визит;
  • портал Госслужбы;
  • Почта России;
  • адвокат;
  • MFC.

У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

Обращение в ЗАГС лично

Основным органом, регистрирующим изменения в документах гражданского состояния, является реестр. Заявление можно подать в государственный орган, выдавший сертификат. В этом случае новый документ оформляется в день подачи заявления.

Если заявление не подано по территориальной юрисдикции (когда гражданин находится в другом городе), придется подождать несколько дней, которые уйдут на подготовку, отправку и получение документации.

Личное посещение ЗАГСа актуально для граждан, желающих получить документ в день подачи заявления. Как выглядит процедура:

  1. Заявление оформлено по образцу № 26, утверждено Постановлением Минюста от 01.10.2018 п. 201.
  2. Документ предъявляют в ЗАГС.
  3. Ожидание длится несколько минут, после чего гражданину выдается дубликат с относительной отметкой.

Недостатком этого метода является необходимость личного визита в государственное учреждение и затраты времени.

Во время посещения заявителю выдается паспорт и квитанция о перечислении госпошлины. Если справка не утеряна, но неразборчива, желательно принести ее дополнительно к подтверждению действительности обращения.

Родственники, желающие получить справку об умершем гражданине, предоставляют свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство, информацию об открытии дела о наследстве.

Через портал Госуслуги

Использование портала дает возможность удаленной отправки документов, но для этого требуются электронная подпись и подтвержденная учетная запись. Как получить дубликат:

  1. Заходим на портал, проходим авторизацию.
  2. Вводим в поисковую строку «Получение повторного сертификата».
  3. Заполняем электронную анкету, прилагаем отсканированную копию паспорта.
  4. Отправляем вопрос. Вы можете следить за статусом запроса в разделе «Мои запросы».
  5. Результат в виде электронного документа поступает в личный кабинет в течении 1 часа.

Условия предоставления услуг в каждом регионе разные. Для некоторых субъектов не предусмотрено использование госуслуг для получения дубликата документа.

Через почту России

Если нет возможности лично посетить ЗАГС или воспользоваться госуслугами, то граждане имеют право воспользоваться услугами Почты России. То, что должно быть сделано:

  1. Распечатайте и заполните форму заявки, указав запрос на отправку документа по почте с указанным адресом.
  2. Отправить заказным письмом на адрес госоргана с уведомлением о получении и списком прилагаемых документов: копии паспорта и квитанции.

Срок получения сертификата зависит от скорости отправки почты и в некоторых случаях достигает 1 месяца.

Через законного представителя

Процедура подачи заявления через юриста практически не отличается от личного визита в ЗАГС. Гражданин, желающий получить дубликат, также должен заполнить заявление, но при этом законный представитель должен предъявить нотариально заверенную доверенность при посещении государственного учреждения.

специальную или разовую доверенность можно оформить, заказав почту на адрес заявителя.

В МФЦ

Граждане имеют право запросить дубликат в МФЦ; Срок изготовления – 6 рабочих дней. Процедура аналогична посещению загса. При себе необходимо иметь паспорт и государственный чек. Родственники предоставляют удостоверение личности, квитанцию, свидетельство о смерти и документы о родстве.

Сколько стоит замена свидетельства о браке?

За выдачу дубликата взимается комиссия 350 рублей по одному из удобных вариантов в зависимости от способа подачи заявки:

Общественные услуги Онлайн с кредитной карты или электронного кошелька
Регистр брака По реквизитам организации. После подачи заявки выдается квитанция об оплате. Можно воспользоваться терминалами банков (Сбербанк, ВТБ и др.)
MFC
Адвокат
Почта России Онлайн или через терминал, используя реквизиты реестра

Данные государственного органа по уплате пошлины доступны на официальном сайте.

Ответы юриста на частые вопросы

Необходима ли замена, если в паспорте указана фамилия буквой «ё», а в справке буква «е»?

Согласно Письму Минобрнауки от 01.10.2012 г. IR-829/08, написание этих букв в личных данных граждан равнозначно, если не фальсифицирует информацию. Главное – соответствие остальных данных в документах, удостоверяющих личность. Однако при совершении юридически значимых действий могут возникнуть трудности, и во избежание оспаривания отказа в оказании услуг государственных органов в суде рекомендуется заменить документ.

Живу в другом городе, свидетельство нужно заменить. Как я могу это сделать?

Для тех, кто не проживает по месту регистрации, вы можете воспользоваться порталом госуслуги и отправить заказные письма через Почту России. Вы также можете оформить доверенность и попросить другого человека получить документ, а затем отправить его по почте.

Необходимо ли присутствие мужа для замены свидетельства о браке?

Не нужно. Обратиться в ЗАГС можно только с паспортом и квитанцией об уплате госпошлины, написать заявление и получить дубликат. Присутствие обоих супругов не требуется.

За сколько меняется свидетельство о браке?

Сроки замены свидетельства о браке зависят от органа власти и режима обращения. Если заявка подана в ЗАГС, вы получите справку в день обращения, но если вы воспользуетесь порталом госуслуги или подадите заявку в МФЦ, срок получения дубликата может увеличиться до 1 месяц.

Заключение Эксперта

Процедура замены свидетельства о браке для проживающих в РФ доступна несколькими способами. ЗАГС несет ответственность за дублирование. Остальные органы, в которых разрешены запросы, не несут ответственности за результат. В зависимости от способа получение услуги занимает от нескольких минут до 1 месяца.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право