Кто составляет протокол об административном правонарушении?

Административное правонарушение — противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Протокол об административном правонарушении является основным документом, на основании которого выносится решение по делу.

Протокол об административном правонарушении: правила регистрации

Требования к содержанию установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, он будет возвращен должностному лицу, составившему документ.

Факт нарушения закона фиксируется в протоколе об административном правонарушении. Его могут составлять только уполномоченные лица. Все они перечислены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и каковы характеристики этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причины могут быть:

  • выявление факта нарушения закона (если работник не уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, совершенного гражданином, не достигшим 18-летнего возраста;
  • установление факта нарушения, за которое предусмотрено более суровое наказание, чем предупреждение, если оно было совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, призывником или курсантом военного вуза до заключения контракта.

Если после назначения наказания, на которое обжалует правонарушитель, составлен протокол, он прилагается к решению. Его можно обжаловать в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • полицейские;
  • должностные лица органов, контролирующих работу НПО, включая подразделения международных и иностранных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • таможенники и органы экспортного контроля;
  • пограничники;
  • сотрудники инспекции труда;
  • должностные лица организаций социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно длинный. Это сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 приводится список должностных лиц, которые имеют право только вести протокол. Этот:

  • члены избирательных комиссий и комиссий референдума;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • работники внебюджетных фондов Российской Федерации – нарушения, связанные с переводом денег в фонды;
  • сотрудники пенитенциарной системы – нарушения по отношению к объектам пенитенциарной системы;
  • должностные лица учреждений, подчиненных Министерству финансов;
  • сотрудники частных охранных и иных организаций, подчиненных Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за охрану леса, а также государственного надзора;
  • экологические инспекторы;
  • должностные лица Росатома»;
  • капитаны кораблей;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • начальники пожарно-спасательных подразделений пожарной части.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении необходимо соблюдать порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, работник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен разъяснить сторонам свои права и обязанности. Об этом говорится в документе.

гражданину важно следить за тем, что сотрудник пишет в протоколе. При составлении документа он имеет право заявить возражения, если уверен, что процедура была нарушена.

Гражданин должен ознакомиться с протоколом. Если юридическое лицо подозревается в совершении преступления, контент представляет представитель компании. Эти люди имеют право давать свои объяснения и комментировать текст, они должны быть приложены к протоколу.

Если к должностному лицу не явился гражданин или представитель компании, протокол составляется без них. Копия отправляется в течение 3 дней с момента формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу при обнаружении нарушения. Конкретные сроки составления протокола об административном правонарушении в Кодексе об административных правонарушениях РФ не указаны, а лишь сказано, что это нужно делать сразу после задержания.

Если необходимо выяснить обстоятельства дела или сведения о преступнике, на подготовку документа дается максимум 2 дня.

Перечислим информацию, при отсутствии которой период компиляции может быть отложен до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, неясность подробностей нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, справок);
  • информация о гражданине, включая полное имя, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, доход, участие в предыдущих административных санкциях;
  • данные юридического лица – ИНН, адреса, факты регистрации, банковские счета и их реквизиты.

По результатам административного расследования также составляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административным регламентом. Протокол об административном правонарушении должен содержать:

  • дата и место регистрации;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о преступнике;
  • данные о свидетелях и потерпевших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в процессе присутствовали свидетели, это указывается в протоколе. Укажите свое полное имя, адрес, контактные данные и паспортные данные.Количество понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены комментарии этих граждан.

Если должностные лица использовали специальные средства при выявлении нарушения, их показания также отражаются в документе. Важно отметить название технического устройства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывается составившим его сотрудником, а также правонарушителем. Если последний отказывается подписывать, в документе делается отметка.

Примечание! Таким образом, случается, что необходимо указать дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В этом случае сотрудник составляет отчет и излагает установленные факты. Например, сотрудник ГИБДД может прикрепить составленную им схему ДТП. Он также подписан как официальным лицом, так и нарушителем.

Под расписку гражданину выдается копия об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для наложения взыскания. Если грозит нарушение штрафа или предупреждения, должностное лицо вправе на месте составить постановление и передать копию гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться только в том случае, если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В этой ситуации к постановлению прилагается документ.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или участка дорожного движения и совершено водителем или владельцем земельного участка, протокол не составляется.

Это правило распространяется на ситуации, когда нарушения обнаруживаются автоматическими техническими средствами. Приговор выносится без участия преступника. Копии решения и доказательств отправляются по почте или в электронном виде в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено в ходе проверки автоматизированной системы ФНС и нарушитель признал себя виновным, протокол не составляется, решение принимается без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работать без кассовых аппаратов;
  • использование ненадлежащих кассовых аппаратов;
  • невыполнение чека покупателю.

Резюме

При производстве по делу об административном правонарушении составляется несколько документов. Один из них – протокол. Форма утверждается в административных регламентах государственных органов, должностные лица которых имеют право составлять эти документы. Каждый протокол должен содержать следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о преступнике;
  • данные о свидетелях и потерпевших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая взыскание;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде отправлен в суд, судья отправит его на рассмотрение.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право