Как можно снизить неустойку?

В бизнесе часто бывает, что пропустили сроки сдачи объекта, что-то не сделали вовремя, не оказали вовремя услуги, не устранили недостатки товара. А ваш собеседник уже просит выплатить ему единовременную сумму – неустойку, и такие претензии не всегда оправданы и соответствуют закону. Рассмотрим, снижение неустойки в рамках гражданского законодательства.

Как можно снизить неустойку?

Что такое неустойка?

Закон понимает это как сумму денег, которую должник должен выплатить в случае неисполнения или неисполнения обязательства, например, в случае просрочки.

Какие могут быть ситуации?

Например, вы получили товар, но не оплатили его вовремя, или наоборот, вы получили предоплату за товар, но был нарушен срок передачи товара покупателю.

Одно дело, если при составлении и заключении договора вы вышли из раздела «Ответственность» без авторского текста и в случае нарушения договора все решится строго по закону.

это определено Гражданским кодексом: кредитор вправе требовать уплаты установленной законом единовременной суммы (уставный капитал) независимо от того, предусмотрена ли обязанность по ее уплате соглашением сторон. Размер судебного штрафа может быть увеличен по соглашению сторон, если это не запрещено законом (ст. 332 ГК РФ).

Например, законом установлена ​​ответственность за нарушение обязательства на основании ключевой ставки Банка России.

Кредитор может потребовать проценты, указанные в настоящей статье, если он не предусмотрел другой размер ответственности перед контрагентом. При этом проценты, начисленные по ключевой ставке, уменьшению не подлежат (ст. 395 ГК РФ).

Сегодня ключевая ставка Банка России составляет 7,75% годовых. В переводе получается около 0,02% от суммы просрочки за каждый день просрочки.

Но это когда стороны действуют на основании положений закона…

Что может произойти, когда Стороны самостоятельно в договоре определяют размер ответственности за нарушения?

В этом случае нередки злоупотребления со стороны одного из контрагентов, который готов воспользоваться тем, что другой не смог выполнить обязательство по каким-либо причинам.

Например, не совсем добросовестный кредитор может потребовать единовременную выплату, рассчитанную на всю сумму договора, хотя большая часть обязательств уже выполнена.

При этом судьи отмечают, что начисление единовременной выплаты на общую сумму договора без учета правильного исполнения части обязательств противоречит принципу юридического равенства, создает льготные условия для кредитора, имеющего право на компенсацию не только за невыполненное в срок обязательство, но и за правильно исполненное, при этом недопустимо и противоречит его компенсационной функции преобразование института конфискации в режим обогащения кредитора (Определение Верховного Суда Российской Федерации Федерация от 09.10.2018, н. A12-23087 / 2017, 306-ES18-12938).

Проще говоря, несправедливо просить штраф за то, что было выполнено качественно и в срок. И такие запросы не могут быть выполнены.

Бывает, что одна из сторон договора предлагает на согласование договор, в котором он устанавливает для своего контрагента ответственность в размере 0,5% или даже 1% годовых за каждый день нарушения срока. Для себя он может установить штраф в меньшей степени.

В таких случаях судья уменьшает конфискацию по ходатайству ответчика, уравнивая ответственность сторон (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 г по делу № A40-13224 / 2018).

Кроме того, если штраф установлен в размере 0,5% за каждый день просрочки или более, с учетом обстоятельств и поведения сторон при исполнении контракта, судья, как правило, признает этот штраф чрезмерным высокий и снижает его.

Как это произошло, например, при рассмотрении арбитражного дела №2. A17-6805 / 2017. Штраф в размере 571 186 руб. 91 коп., Который истец начислял из расчета 1% от суммы долга за каждый день, суд уменьшил и определил в размере 70 000 руб. (Постановление Арбитражного суда Волговского округа – Вятка) от 12.09.2018 N F01-3867 / 2018 по делу N А17-6805 / 2017).

В настоящее время суды обычно принимают 0,1% от суммы, причитающейся за каждый день просрочки, в качестве разумного штрафа.

Суды отмечают, что данная сумма штрафа не противоречит практике корпоративного оборота и невелика. Например, суд постановил взыскать единовременную выплату (0,1%) в размере более 1,5 млн руб.

С учетом того, что должник опоздал на 20 месяцев и не выплатил основную сумму более 2 млн руб время рублей (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2018 N F01-5066 / 2018 по делу N A43-33956 / 2017).

Но на практике бывают случаи, когда суды признают такой штраф в 0,1% чрезмерным и уменьшают его.

Например, Арбитражный суд Волго-Вятского округа своим постановлением от 12.12.2018 N F01-5702 / 2018 по делу N A11-15485 / 2017 установил, что любая сумма убытков кредитора, которые могут возникнуть в результате нарушения обязательство было существенно меньше рассчитанного штрафа и уменьшило его примерно в четыре раза по сравнению с суммой, истребуемой истцом, соответственно, до 349 000 рублей, что свидетельствует о том, что этой суммы штрафа достаточно для восстановления нарушенных прав исполнителя.

В любом случае совет здесь может быть таким: надо бороться за свои права и не сдаваться, не думайте, что суд все сделает сам.

Штраф можно уменьшить, сославшись на статью 333 Гражданского кодекса, но ответчик сам должен заявить о необходимости такого сокращения при рассмотрении дела в первой инстанции до того, как судья будет переведен в зал судебного заседания для вынесения решения.

Это в спорах, где все стороны являются предпринимателями и действуют примерно на равных.

А как быть если Вы как предприниматель допустили просрочку или не исполнили законное требование гражданина – потребителя?

В спорах с потребителями у предпринимателя есть такие же возможности для снижения фиксированной ставки.

Хотя Верховный суд считает, что в случаях защиты потребителей такое снижение фиксированной ставки допускается только в исключительных случаях (ПП Верховного суда от 28 июня 2012 г. N 17), при рассмотрении дела Предприниматель, которому такое было применено для взыскания конфискации, суд должен обратить внимание на обстоятельства дела, поведение самих потребителей.

При наличии обстоятельств злоупотреблений со стороны потребителей судьи уменьшают штраф.

Пункт 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Но многие граждане, осуществляя свои права, могут даже не осознавать этого.

Рассмотрим на примере законодательства и различных случаев практики, что может происходить в этой сфере отношений.

Конечно, закон защищает права граждан-потребителей в большей степени, чем предпринимателей.

Так, например, за нарушение сроков исполнения юридических обязательств потребителей законодатель сразу установил штраф в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Это намного больше, чем правовая санкция для предпринимателей, установленная Гражданским кодексом (статья 395).

Но даже это наказание, предусмотренное законом «О защите прав потребителей», с учетом конкретных обстоятельств, суд может значительно уменьшить.

В последнее время появилось такое понятие, как потребительский экстремизм, когда претензии потребителя могут быть в десятки, если не в сотни раз выше, например, стоимость некачественного товара.

Бывают случаи, когда потребители требуют совершенно необоснованного штрафа.

Почему? Возможно, они сами неверно истолковывают закон или попадают в ловушку недобросовестных юристов.

Например, в судебном порядке покупатель обратился в суд с просьбой о взыскании с продавца неустойки за нарушение срока передачи товара.

Однако по закону этот штраф может применяться только в том случае, если покупатель произвел предоплату товара.

Суд, рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, пришел к выводу, что требования потребителя в данном случае являются не более чем злоупотреблением, и отказал в удовлетворении ходатайства (Решение магистрата судебного участка № 232 Чертаново Северного района) г. Москвы от 20 июня 2018 г по делу № 2-301 / 2018).

Бывают случаи, когда потребитель сознательно избегает получения денег от продавца при расторжении договора и возврате товара, сам не ведет себя добросовестно, надеясь получить большую выгоду в суде.

В своей практике, ссылаясь на статью 333 ГК РФ, автору статьи неоднократно удавалось уменьшить возможный вред своему клиенту-предпринимателю.

В одном из дел, которые прошли все власти Москвы, мировых судей и закончились Мосгорсудом, требования потребителя были существенно завышены и уменьшены примерно в двадцать раз, включая требуемый штраф, так как потребителя уменьшили примерно в пятнадцать раз с 8323 руб до 500 руб. (Определение Мосгорсуда от 11 мая 2018 г по делу № 4г / 8-5273).

Возможны и другие ситуации в зависимости от поведения и активности потребителя в суде.

Например. В гражданском деле Citizen L пытался взыскать с ООО «Мебель Пром» уплаченные за товар денежные средства в размере 224 435 рублей и штраф в той же сумме.

Районный суд с учетом обстоятельств дела снизил размер штрафа до 30 000 рублей.

Но не все так просто!

Выяснилось, что продавец – ответчик о снижении неустойки не заявлял. На судебные заседания он вообще не явился, и суд прошел без него. Даже если суд сообщил об этом предпринимателю.

Потребитель Л., воспротивившись уменьшению размера неустойки, подал апелляционную жалобу.

В результате Мосгорсуд восстановил права потребителя, отменил решение районного суда и взыскал с продавца штраф в размере 224 435 рублей (определение апелляционной инстанции Мосгорсуда от 12.10.2017 по делу N 33- 41750/2017).

Если вы предприниматель, вы должны нести ответственность за свою деятельность. Старайтесь добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. Но при этом нужно знать свои права и применять их на практике.

Это поможет предотвратить злоупотребления со стороны других. И для вас, как предпринимателя, это тоже принесет практическую пользу – снизит возможный вред.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право