Аутсорсинг: что это такое простыми словами

Бытует мнение, что во времена всеобщей глобализации и стремительного развития бизнес-сегмента экономики быть узкопрофильным специалистом крайне невыгодно. Это в корне неверное утверждение. Чем уже специализация компании или человека, тем выше профессионализм и глубже знания. Если некоторые сопутствующие виды деятельности представляются компании обременительными по деньгам или по каким-либо другим затратам, на помощь приходит аутсорсинг.

аутсорсинг
Аутсорсинг (англ. outsourcing) – это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда некритичных для бизнеса функций

Что такое аутсорсинг – описание

Аутсорсинг (англ. outsourcing) – это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда некритичных для бизнеса функций или частей бизнес-процессов и передача их стороннему подрядчику, профессионально специализирующемуся на оказании таких услуг. Как правило, аутсорсинг относится к разряду стратегических решений. Главный принцип аутсорсинга – “оставляю за своей компанией только то, что делаю лучше других, отдаю внешнему подрядчику то, что он делает лучше других”.

Аутсорсинг также отвечает на вопрос – покупать на рынке или самому выполнять все, что нужно для эффективного ведения бизнеса, и при этом решающими оказываются три критерия:

  • Затраты на производство продукции или услуг
  • Качество продукции или (и) услуг предприятия
  • Стратегическое отношение собственников к бизнесу.

Главным критерием для передачи любого бизнес-процесса или бизнес-функции на аутсорсинг является, конечно, наличие конкурентной среды. Монополист редко является клиентоориентированным и заботится об обеспечении конкурентной цены на свои услуги.

Основными результатами применения аутсорсинга является сокращение затрат, соответственно возрастает эффективность бизнеса, появляется возможность высвободить целый ряд ресурсов, для развития новых направлений или концентрации на уже существующих.

В России чаще всего на аутсорсинг передают следующие функции: ведение бухгалтерского учета, клининговые услуги (уборка офисных, складских и производственных помещений), организацию питания сотрудников, обучение сотрудников, юридическое сопровождение бизнеса, автотранспортные услуги, переводы, техническое обслуживание и ремонт оборудования, пиар-услуги и реклама, ИТ-услуги, охрана офиса и безопасность.

История аутсорсинга

Если говорить о России, то первыми аутсорсинговыми компаниями здесь стали охранные предприятия. С их помощью многие организации перестали тратить большие средства на содержание охранников как постоянных сотрудников. Далее в «мире» российского аутсорсинга появился маркетинг и начал стремительно развиваться. Связано это с тем, что по-настоящему профессиональных маркетологов не так уж и много, поэтому выгоднее обратиться за помощью к профи, чем содержать в штате высокооплачиваемого специалиста.

Когда в конце 90-ч произошел «бум» интернета в России, стали активно появляться аутсорсинговые фирмы, занимающиеся предоставлением хостингов, а также работой по продвижению и улучшению сайтов.

Уже в 1997 году более 50% производственных организаций передали на аутсорсинг один или более своих бизнес процессов (таковы данные Американской ассоциации менеджмента).

Цели аутсорсинга

Сторонние фирмы для выполнения работ привлекаются обычно в следующих случаях:

  • Компания небольшая, и содержать собственные обслуживающие подразделения или отдельных специалистов дороже, чем нанимать на стороне. Либо часть функций фирмы требуют периодических разовых работ, которые проще заказать у сторонних специалистов.
  • В крупной компании наличие большого количества собственных непрофильных подразделений, не приносящих прибыли, плохо отражается на общей отчетности (это существенно, например, если акции компании размещены на бирже).
  • Фирма не может тратить большие средства на непрофильные функции, неконкурентоспособна на рынке труда по некоторым специальностям, поэтому испытывает постоянные проблемы с поиском персонала.
  • Компании требуется сократить расходы на фонд оплаты труда или просто сократить персонал.
  • Государственной или муниципальной организации нужно достичь определенного уровня средней заработной платы (за счет вывода на аутсорсинг низкооплачиваемых функций – клининговых, например, – увеличивается средний показатель заработной платы по учреждению).

Виды аутсорсинга

Использование других фирм для выполнения каких-либо работ подразделяют по сферам деятельности.

Виды аутсорсинга
Использование других фирм для выполнения каких-либо работ подразделяют по сферам деятельности

Существует множество видов аутсорсинга – практически все неосновные виды деятельности можно передать на выполнение аутсорсинговым компаниям:

  • Одной из самых популярных форм аутсорсинга по праву считается передача сторонней организации бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии. За результаты несет ответственность руководитель предприятия-заказчика услуг.
  • ИТ аутсорсинг подразумевает передачу довольно широкого спектра функций, связанных с обслуживанием компьютеров и прочей офисной техники. Любая услуга в этой сфере может быть отнесена либо к обслуживанию оборудования (ремонт принтера, моноблока и т.д.), либо к программному обеспечению (создание и сопровождение компьютерных программ). IT аутсорсинг наиболее распространен во всем мире – это связано с активизацией использования информационных технологий и высоким требованиям к специалистам в данной сфере.
  • Аутсорсинг персонала более актуален для крупных предприятий, где возможна текучесть кадров. Вопросы управление персоналом являются очень затратными по времени и стоимости. Специальные кадровые агентства могут взять на себя функции найма персонала, расчета налоговой нагрузки, связанной с заработной платой, расчета премий и компенсаций.
  • Производственный аутсорсинг — сторонней организации передается производство продукции (полностью или частично) или же отдельных компонентов. Примеры вы можете наблюдать повсюду. Скажем, для известной крупной автомобильной компании (того же Ford) изготовляются комплектующие не только на различных заводах, но и в разных странах.

Плюсы и минусы

Как и в любом деле, при принятии решения о том, передавать ли те или иные функции фирмы или компании сторонним исполнителям, нужно все хорошенько обдумать. Вполне возможны ситуации, когда аутсоринг может стать экономически невыгодным и даже принести убытки.

Плюсы и минусы аутсорсинга
Как и в любом деле, при принятии решения о том, передавать ли те или иные функции фирмы или компании сторонним исполнителям, нужно все хорошенько обдумать

Поэтому пришло время проанализировать положительные и отрицательные стороны outsourcing, которые, несомненно, имеются. К преимуществам можно отнести следующие:

  • Это значительно дешевле, чем содержание собственного отдела по решению сопутствующих задач. Порой услугами качественного специалиста с высокой зарплатой требуется воспользоваться ограниченное число раз, в то время как аутсорс позволяет отрегулировать частоту и объем необходимых работ
  • Дает возможность повысить эффективность бизнес-процессов путем оптимизации расходов и превращении их из постоянных во временные
  • Позволяет сконцентрироваться на ведении основного направления бизнеса и работе с клиентами
  • Создает благоприятные условия для структуризации работы с персоналом и уменьшает риск появления нежелательных ситуаций (незапланированного увольнения ценных сотрудников, внезапным отсутствием по болезни и т.п.)

В качестве недостатков можно выделить возможность возникновения споров в отношении договорных обязательств, риск утечки конфиденциальной информации, рабочие отношения с персоналом, не являющимся постоянной составляющей частью компании.

Кроме того, необходимо четко рассчитать, насколько необходимо делегирование тех или иных бизнес процессов сторонним сервисам, ошибки в этом аспекте могут обернуться финансовыми потерями. Впрочем, четкая и скрупулезная аналитическая работа в этом направлении способна сократить влияние минусов до минимального предела.

Перспективы развития аутсорсинга

В последние годы одна из самых обсуждаемых тем в американском обществе – это аутсорсинг. Все больше американских компаний переводят не только свои производственные, но и инженерные, сервисные и даже иногда управленческие подразделения в такие страны, как Индия, Китай, Малайзия, Бразилия или Россия. Наша страна традиционно привлекает американцев обилием программистов и других технических сотрудников, готовых работать за смешные, по американским меркам, деньги.

Для нас, пока еще находящихся «по другую сторону» аутсорсинга, как и для других так называемых «развивающихся рынков», последствия ускоряющегося бегства рабочих мест от ставшей непомерно дорогой американской рабочей силы, на первый взгляд, могут быть только положительными. Новые рабочие места, повышение уровня зарплаты, улучшение инфраструктуры – все это необходимые следствия прихода американских компаний. Однако, как известно, если где-то что-то прибывает, где-то в другом месте что-то обязательно убывает.

Тенденция, которая сейчас набирает силу, – это тяготение к аутсорсингу все более «сложных» профессий и специализаций. Не только американские работники call-центров или индустриальные рабочие, но и аналитики финансового рынка, специалисты по страхованию или врачи не выдерживают конкуренции своих коллег из стран третьего мира.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право