Собственный дом – мечта многих россиян. Учитывая, что большинство граждан проживало в муниципальных и государственных помещениях, им было предоставлено право на бесплатную приватизацию квартиры, в которой они прописаны. Какие нужны документы для приватизации квартиры – полный перечень.
Это можно сделать только раз в жизни. С 04.07.1991 г этот вопрос регулируется законом «О приватизации недвижимости в Российской Федерации». Содержит список документов, которые необходимо оформить для завершения процедуры. Давайте подробнее разберемся, какие документы вам нужны и где их найти.
Надо ли приватизировать квартиру?
Живя в нем на условиях социальной аренды, вы можете им пользоваться, но не распоряжаться имуществом. После смерти или передачи человека один из членов его семьи может зарегистрироваться в помещении. То есть можно не беспокоиться о потере жилья, ведь срок аренды бессрочный.
Когда вы получаете квартиру или ее часть, у вас появляются новые заботы и обязанности:
- Оплатите налог на имущество. С 2015 года его размер увеличился, поскольку в основе расчета лежит не рыночная стоимость, а кадастровая стоимость объектов недвижимости. Но по общественному договору вы также платите за использование жилой площади.
- Поддерживайте квартиру в хорошем состоянии за свой счет. Пока помещения принадлежали муниципалитету или государству, они несли ответственность за поддержание жилой площади. Теперь он перейдет к вам в качестве полноправного владельца. Но помните, сколько раз нынешний владелец недвижимости беспокоился о ее состоянии? Для этого необходимо разбить пороги более чем на один экземпляр. Жители продолжают делать все за свой счет.
Приватизируя квартиру, вы потеряете право выселения из ветхого жилья. Также вы не будете получать субсидии по счетам, оплаченным из городского бюджета.
Но плюсов у приватизации еще больше, и они более значительны:
- Вы сможете распорядиться своей долей в квартире по своему усмотрению. Его можно сдать в аренду, заложить, подарить, продать.
- Приватизированная недвижимость передается по наследству, так как у нее есть конкретный собственник – гражданин.
- Вы можете зарегистрировать любого человека в своем жилом помещении без получения разрешения от сторонних организаций.
- Вас никогда не выселят из квартиры, если по вашим счетам есть значительная задолженность.
- Получите право собственности на недвижимость, имеющую реальную ценность. То есть государство дает вам только определенную сумму. Учитывая, что квартиры с каждым годом дорожают, ваш капитал будет стабильно расти.
Теперь право граждан на приватизацию квартиры не ограничивается одним годом. В начале 2017 года Президентом РФ был принят нормативный акт, согласно которому этот процесс был бессрочным.
Что нужно для приватизации квартиры?
В первую очередь следует иметь в виду, что получить в собственность муниципальную или государственную квартиру можно, если пользоваться помещением на условиях социальной аренды. Другие варианты аренды не включают бесплатное владение. Вы не сможете приватизировать жилье:
- который находится в запущенном состоянии и подлежит сносу, необходимо будет дождаться сдачи другого помещения;
- если квартира передана работодателем на время действия трудового договора;
- когда недвижимость находится на закрытой территории, например в военном городке;
- если объект приватизации расположен в природоохранной зоне.
Следующее, что нужно сделать, это получить согласие людей, зарегистрированных в одной комнате. По закону каждый из них имеет полное право на свою долю в квартире, но может отказаться от нее, передав свои права другим участникам процесса.
Если в квартире проживает несовершеннолетний, его интересы представляют его родители или опекуны. По достижении 14-летнего возраста человек сам подписывает договор приватизации.
Когда ребенку, который ранее участвовал в приватизации, исполняется 18 лет, он или она получает право повторить эту процедуру, если у него есть договор социальной аренды другого жилья.
После решения проблемы с людьми, просящими жилье, вам нужно будет собрать полный список документов и отправить их в органы местного самоуправления. По сути, вся процедура состоит из сбора и исполнения колоды карт.
Сделать это непросто, но вы всегда можете воспользоваться помощью нашего юриста, чтобы выполнить задачу профессионально и быстро.
Какие документы понадобятся для приватизации квартиры?
Предлагаем вашему вниманию перечень основных документов, необходимых для проведения процедуры:
- Социальный договор или жилищное постановление или его часть. Если у вас нет такого документа, вам необходимо связаться с местным офисом ERIC для его получения.
- Свидетельство о регистрации помещения. Содержит данные по этажам и технические планы этажей дома.
- Кадастровый паспорт. В нем содержится информация о планировке квартиры, ее метражах и объеме. При необходимости карту можно заказать в Кадастровой палате.
- Выписка из Единого государственного реестра приватизированных помещений. Вы можете получить его в Регистрационной палате или через МФЦ.
- Свидетельство по форме № 2, который подтверждает, что вы и другие участники процесса ранее не участвовали в процедурах такого типа.
- Выписка из домовой книги. Содержит информацию о людях, прописанных в квартире. Его выдают в паспортном столе или в одном из его отделений по месту нахождения объекта недвижимости.
- Выписка из формы ЕГРЮЛ № 3. Лицевой счет за квартиру с указанием отсутствия задолженности по счетам. Если таковые имеются, их необходимо погасить до начала процедуры.
При разнице между пропиской, указанной в паспорте, и адресом квартиры в договоре социальной аренды необходимо получить в паспортном столе справку о разъяснении.
Участникам приватизации также необходимо подготовить личные документы:
- оригинал и ксерокопия паспорта взрослого или свидетельства о рождении ребенка, если им не исполнилось 14 лет;
- оригинал свидетельства о смерти лиц, ранее зарегистрированных в номере;
- оригинал свидетельства о браке.
Если в договоре социальной аренды указаны дети, которые не были зарегистрированы в квартире на момент приватизации, они имеют право участвовать в процедуре. В этом случае вам потребуются дополнительные документы:
- Разрешение органов опеки и защиты. Любой родитель или лицо, заменившее его, может получить его в течение 2 недель.
- Выписки из домовой книги о жилье, в котором находится ребенок, и о том, что приватизируется.
Завершающим этапом процедуры станет подписание договора «О передаче квартиры в собственность». Все участники процесса или лица, обладающие представительскими полномочиями представлять их интересы, должны оформить визы. Выправить такой документ можно профессиональному юристу, а он сам решит все проблемы.
Только что заключенный договор должен быть оформлен в Регистрационной палате, только позже он станет юридически обязательным.
Теперь остановимся на двух важных моментах, с которыми могут возникнуть трудности.
Получить технический и кадастровый паспорта. Для этого вам необходимо обратиться в ITV или Кадастровую палату соответственно. Список представленных документов:
- простой письменный вопрос;
- документ, удостоверяющий вашу личность;
- выписка из домовой книги;
- договор государственного жилья или гарантия на него.
Также необходимо заплатить государственную пошлину. В первом случае это 900 рублей, во втором – 200 рублей.
Получите выписку из Росреестра. Вам понадобятся документы:
- договор социальной аренды квартиры или доверенность на нее;
- выписка из домовой книги;
- технический и кадастровый паспорта помещения;
- паспорта для взрослых и свидетельства о рождении для детей, если они участвуют в процедуре.
Если вы зарегистрировались в доме после 01.07.1991, вам потребуются выписки из двух книг дома: со старого места жительства и из нового.
Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры?
Правила процедуры не зависят от государственной или местной собственности на недвижимость. Единственная разница в том, кто будет второй стороной в договоре передачи жилья. Состав пакета документов такой же, как и остальные условия процедуры.
Единственное отличие: муниципалитет может запросить представление дополнительных документов, если этого требует местное законодательство.
Чтобы начать процедуру приватизации жилья, находящегося в собственности местной администрации, необходимо обратиться в муниципалитет, предварительно составив заявление определенной формы. Он должен содержать:
- правильное название учреждения, в которое адресован документ;
- адрес приватизируемого помещения;
- обозначение состояния жилья, в этом случае это будет коммунальная квартира;
- список граждан, участвующих в процедуре;
- перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Документ должен быть подписан всеми лицами, имеющими право на получение доли квартиры в собственность, если им исполнилось 14 лет. Поэтому основным условием подачи заявления в муниципалитет является наличие всех законных участников процедуры.
Если кто-то не может участвовать, необходимо оформить нотариально заверенную доверенность на другое лицо. Он, как полноправный представитель, приедет в свое время расписаться за заочное.
Ваше заявление будет занесено в общую бухгалтерскую книгу администрации, и вам будет выдан документ, подтверждающий, что документы приняты к рассмотрению. При этом будет определена дата, когда вам нужно будет явиться для подписания договора о передаче квартиры в новую собственность. Срок не более 2 месяцев с момента предоставления пакета документации.
Вы оплачиваете услуги муниципального образования в размере, который различается в каждом регионе Российской Федерации. При срочности решения проблемы сумма будет увеличиваться.
Документы для приватизации квартиры через МФЦ
Для их отправки записывайтесь заранее на специализированном сайте. В назначенное время все участники процедуры должны явиться в территориальный офис многофункционального центра и заполнить заявку, бланк которой будет доставлен им на место.
Далее необходимо подать документы, список которых немного меньше, чем в случае приватизации самостоятельно или при поддержке юриста.
При этом не нужно предъявлять технический паспорт на квартиру и выписку из реестра юридических лиц Единой страны. Сотрудники МФЦ получат эту информацию самостоятельно. Срок ожидания подписания договора о переходе права собственности на жилье составляет 2 месяца без учета праздничных и выходных дней.
Хотя услуги МФЦ бесплатны, вам придется передать госпошлину в разные учреждения: 1,5 тыс. Руб. За свидетельство о постановке на учет, 500 руб. За выписку из Росреестра, 500 руб. За доверенность или справку неучастие в процедуре предыдущей, по 1 тыс руб с каждого участника процедуры заключения договора приватизации.
Резюме
Делаем краткие выводы из прочитанного:
- Приватизировать квартиру выгодно и удобно, ведь вы становитесь владельцем недвижимости, имеющей реальную стоимость. Вы имеете право продать, подарить или сдать его в аренду. Вы не сможете выселить за долги в общей квартире, квартиру можно передать по наследству или по завещанию. Но вам придется платить налог на имущество и содержать помещение в хорошем состоянии.
- Для приватизации квартира должна использоваться в рамках социальной аренды. Все люди, которые зарегистрировались в комнате и имеют такие договоренности, должны согласиться с прохождением процедуры. Если человек не соглашается вступить во владение новым имуществом, он делает отказ в пользу одного из участников процесса. В процедуре должны участвовать дети, которые проживают в этой комнате, но еще не исполнилось 14 лет. Их права представляет родитель или опекун.
- Нет никакой разницы в процедурах приватизации государственного или коммунального жилья. Простой договор о передаче права собственности будет подписан представителем местного самоуправления или государственного учреждения.
- Самое главное – собрать документы на приватизацию. Ничего страшного, если доступен весь список. В противном случае придется посетить не одно учреждение, где есть нюансы в выдаче выписок и справок. Процесс может тянуться бесконечно.
Самостоятельно приватизировать квартиру рекомендуем только при наличии всех необходимых документов, согласия всех претендентов на свою долю в сфере недвижимости, других факторов, которые могут усложнить процесс, нет.