Государственный жилищный сертификат выдается отдельным категориям граждан в рамках программы «Обеспечение доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. 1710 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации…».
Программа выдачи и выдачи сертификатов ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Подумайте, что такое жилищный сертификат, на ком он основан и в каком размере, как его получить и использовать, а также как купить недвижимость с сертификатом.
- Что представляет собой жилищный сертификат?
- Кому полагается сертификат на субсидию на жилье?
- На какую сумму выдают жилищный сертификат?
- Преимущества и недостатки сертификата на получение жилья
- Как использовать жилищный сертификат на улучшение жилищных условий?
- Как получить сертификат на жилье: пошаговая инструкция
- Содержание и образец заявления
- Документы
- Сроки
- Покупка квартиры по жилищному сертификату: пошаговая инструкция
- Содержание и образец договора
- Документы
- Расходы
- Ответы юриста на частные вопросы
- Заключение эксперта
Что представляет собой жилищный сертификат?
Государственный сертификат – это документ, благодаря которому вы можете частично или полностью оплатить покупку жилья. Сумма рассчитывается с учетом нормативной стоимости квадратных метров и в каждом регионе утверждается местной администрацией.
Деньги по справке наличными не выдаются. Они зачисляются на банковский счет, и банк по-прежнему контролирует транзакцию, даже если жилье приобретается на собственные средства, а не в ипотеку.
Свидетельство о покупке недвижимости является именным и содержит следующую информацию:
- ФИО, паспортные данные владельца.
- Дата выдачи, серия и номер свидетельства (свидетельства).
- Сумма, субсидируемая государством.
- Срок действия.
- Название учреждения, выдавшего сертификат.
Сертификат не передается по наследству, выдается на конкретного человека. Но приобретенную с его помощью недвижимость можно продать, подарить, обменять или совершить с ней любую другую сделку.
Кому полагается сертификат на субсидию на жилье?
Перечень лиц, имеющих право на получение свидетельства, указан в п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 г. 153. К ним относятся:
- Уволить офицеров ОВД, военнослужащих.
- Сотрудники Госпогранслужбы, ОВД, УФСИН, если срок их службы превышает 10 лет, и они увольняются по состоянию здоровья, в связи с сокращением штата, по достижении предельного возраста службы.
- Бывшие военнослужащие со стажем не менее 10 лет в случае увольнения по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов.
- Бывшие сотрудники УВД, МЧС РФ, ФСИН, проработавшие 10 лет и зарегистрированные как нуждающиеся в жилье по договору социальной аренды.
- Уволен Guardia di Finanza и признан нуждающимся.
- Члены семей военнослужащих, сотрудников МЧС, ОВД (за исключением участников НИС), погибшие при исполнении служебных обязанностей.
- Сотрудники Росгвардии, выходящие на пенсию по возрасту, медицинским показаниям или увольнению, если срок полезного использования превышает 10 лет.
- Родственники погибших офицеров Росгвардии.
- Люди переезжают из закрытых военных лагерей.
- Ликвидаторы Чернобыля, которым необходимо улучшить жилищные условия.
- Внутренне перемещенные лица.
- Переезжайте с крайнего севера и пользуйтесь социальными жилищными пособиями в связи с переездом.
- Получатели социального жилищного пособия переведены из ЗАТО.
- Переезд с территории комплекса «Байконур».
Все вышеперечисленные категории граждан следует признать нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если человек уже владеет квартирой, отвечающей всем требованиям, справка не выдается.
Для получения аттестата не стоит даже намеренно ухудшать жилищные условия. В п. 7.1 постановления правительства п. 153 говорится, что умышленное ухудшение состояния означает обмен квартиры на другую меньшей площади, отчуждение жилой площади или несоблюдение условий жилищного договора, что привело к выселению по решению суда.
На какую сумму выдают жилищный сертификат?
Сумма зависит от ориентировочной стоимости квадратного метра в регионе и количества членов семьи заявителя, имеющих право на получение сертификата.
Норма общей площади жилья устанавливается региональными властями, но обычно выглядит так:
- 33 м2 на одного человека.
- 42 м2 для семьи из двух человек.
- 18 м2 на каждую, если в семье три и более человек.
Пример: владелец сертификата состоит в законном браке и имеет одного ребенка. Ориентировочная стоимость кв.м в его районе 45 000 рублей. Требуется жилье площадью не менее 54 кв.
- 45000 х 54 = 2430 000 руб. – на эту сумму будет выдан сертификат.
Примечание: если по справке не хватает денег на покупку квартиры, можно расплачиваться собственными средствами или ипотекой, материнским капиталом.
Преимущества и недостатки сертификата на получение жилья
Рассмотрим плюсы и минусы жилищного сертификата:
Достоинства и недостатки Деньги выделяются из областного бюджета, взамен от владельца сертификата ничего не требуется. Сравнительно простые условия получения сертификата.
Сертификатом можно воспользоваться на усмотрение собственника: купить квартиру в новостройке или на вторичное здание, покупка дома Долгое ожидание в очереди: например, это может быть 200 человек, но сертификаты будут выданы через год.
Очень часто суммы, предусмотренной СГС, недостаточно для полной оплаты недвижимости и ты должен добавить свои деньги
Как использовать жилищный сертификат на улучшение жилищных условий?
Сертификат можно использовать для приобретения жилья на первичном или вторичном рынке на территории субъекта Российской Федерации, в котором он выдан. При покупке недвижимости в другом городе не получится.
возможна покупка квартиры или дома с земельным участком. Главное, чтобы жилье соответствовало требованиям:
- Право на постоянное проживание.
- Изоляция от других комнат, принадлежащих другим людям.
Как получить сертификат на жилье: пошаговая инструкция
Для получения справки ГЖС необходимо обратиться в воинскую часть или местную администрацию с заявлением:
- Подаются заявление и другие документы.
- Уполномоченный орган рассматривает документы, ставит участника в очередь.
- Когда приходит очередь, выдается справка. Его нужно использовать для покупки недвижимости вовремя, иначе он будет аннулирован и вам придется начинать все заново.
Справку необходимо вернуть в банк в течение трех месяцев с указанной в ней даты выдачи. Вам необходимо купить жилье и подать документы в банк в течение 7 месяцев.
Содержание и образец заявления
Заявление или отчет заполняется по утвержденной форме. Говорится:
- Название учреждения, в которое он представлен.
- ФИО, дата рождения, паспортные данные заявителя.
- Заявление о включении в госпрограмму.
- Желаемое место жительства.
- Дата, с которой заявитель зарегистрирован как нуждающийся.
- Информация о членах семьи.
- Опись представленных документов.
- ИМЯ И ФАМИЛИЯ и подписи совершеннолетних членов семьи заявителя.
Документы
Перечень документов для получения сертификата GHS зависит от категории граждан, участвующих в программе, к которой принадлежит заявитель.
Вам обязательно понадобятся:
- заявление (отношения);
- паспорт;
- документы, подтверждающие родство с членами семьи;
- обязательство расторгнуть договор корпоративного займа;
- справки об отсутствии задолженности за жилье, предусмотренное в социальной аренде;
- справка о полном выслуге с указанием причин увольнения.
Орган, выдающий сертификат, уточнит в Росреестре, владеет ли заявитель какой-либо другой недвижимостью.
Сроки
Сроки получения сертификата зависят от сроков, которые ежегодно планирует Правительство. В среднем на каждый субъект Российской Федерации выдается 5-10 сертификатов в год, но в некоторых регионах можно выдавать по одному. Скорее всего, ждать придется долго.
Покупка квартиры по жилищному сертификату: пошаговая инструкция
Справку необходимо предоставить в банк для открытия заблокированного лицевого счета в течение трех месяцев. В дальнейшем процедура будет выглядеть так:
- Владелец сертификата ГЖС находит квартиру, заключает с продавцом договор купли-продажи (далее – ДКП.
- Смена собственника зарегистрирована в Росреестре. В течение трех дней банк проверяет документы, отправляет заявку на перевод денег с лицевого счета.
- Деньги поступают к продавцу в течении 5-7 дней.
Согласно денежно-кредитной политике продавец может запросить залог. Отправляется перед подачей документов на регистрацию. Обычно сумма не превышает 50 000–100 000 рублей.
Содержание и образец договора
DKP должен содержать всю информацию о транзакции:
- ФИО, даты рождения, паспортные данные сторон, адреса регистрации.
- Адрес, площадь, количество комнат, кадастровый номер объекта недвижимости.
- Стоимость проживания.
- Сумма оплаты за справку и за наличные или в ипотеку.
- Реквизиты сертификата: серия, номер, дата выдачи, кем выдан.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон.
- Гарантии, права и обязанности сторон сделки.
- Сумма депозита (если перечислена).
- Реквизиты счета для зачисления денег.
- Подписи покупателя и продавца.
Документы
Для совершения сделки покупатель должен предъявить продавцу только паспорт. Справка вместе с ней понадобится банку.
Продавец предоставляет покупателю выписку из ЕГРН, документ, подтверждающий основание возникновения объекта недвижимости, свидетельство о постановке на учет, справку об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и выписку из домовой книги.
Расходы
Покупатель оплачивает государственную пошлину за регистрацию права собственности – 2 000 рублей. При необходимости аутентификации ДКП могут возникнуть другие расходы – пошлина составит 0,5% от цены сделки, максимум 20 000 руб. Расходы могут быть разделены между сторонами по предварительной договоренности.
Если покупатель обратится к юристу за сопровождением сделки, это будет стоить от 10 000 до 100 000 рублей в зависимости от сложности процедуры и количества оказанных услуг.
Ответы юриста на частные вопросы
Есть ли жилищные сертификаты для учителей, врачей?
Да, в разных регионах есть программы, по которым молодые специалисты, врачи, учителя могут получить сертификаты. За подробностями обращайтесь в местную администрацию. Например, сейчас в России действует программа «Земский доктор», по которой на покупку жилья можно получить до 2 000 000 рублей.
Можно ли претендовать на налоговый вычет, если квартира приобретена с государственным свидетельством о проживании?
Нет, вычет по налогу на недвижимость выплачивается только в том случае, если вы потратили деньги на покупку или если у вас есть ипотечный кредит. Я живу в общей двухкомнатной квартире с сыном. Нам выдали жилищные сертификаты на 550 тысяч рублей.
Могут ли они быть использованы для выкупа второй комнаты?
Да, если согласен хозяин второй комнаты. В этом случае покупателями выступают оба держателя сертификатов, право собственности оформляется акциями.
Обязательно ли отдавать доли остальным членам семьи при покупке недвижимости с жилищным сертификатом?
Да, это обязательно, потому что сумма сертификата рассчитывается исходя из запрашиваемого количества квадратных метров и количества членов семьи владельца.
Можно ли продать квартиру, полученную по жилищному сертификату, сразу после покупки? Как будет уплачиваться налог?
Подоходный налог с населения рассчитывается исходя из общей стоимости проживания. Если вы потратили свои деньги, базу можно уменьшить на эту сумму, подав подтверждающие документы в ИФНС. Налог на доходы физических лиц в размере 13% не может быть уплачен, если с момента регистрации собственности прошло более 5 лет.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Получение жилищного сертификата на покупку жилья позволяет значительно сэкономить и быстро приобрести недвижимость.
- Обналичить жилищный сертификат не получится: банк проверяет сделку по нему, а деньги передает продавцу сам, предварительно тщательно проверив документы.
- Размер жилищного сертификата зависит от количества членов семьи получателя, а также от ориентировочной стоимости квадратных метров в регионе.