Какие полномочия у Росреестра?

Следует отметить, что все саморегулируемые организации с обязательной регистрацией контролируются государственными органами. В чем заключаются надзорные полномочия Росреестра?

Надзорные полномочия Росреестра

В настоящее время создается достаточно большое количество юридических лиц, о чем свидетельствует статистика, подготовленная Федеральной налоговой службой. Как известно, юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе саморегулируемые организации (далее – СРО).

Что такое РосРеестр?

Согласно гражданскому праву, СРО напрямую связаны с организационно-правовой формой как ассоциации и профсоюзы. В форме ассоциации (профсоюза) создаются, в том числе, ассоциации экспертов, членство в которых является обязательным условием.

Согласно постановлению Росреестра данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) за деятельностью:

  • СРО кадастровых инженеров;
  • национальная ассоциация органов саморегулирования кадастровых инженеров;
  • СРО экспертов;
  • Судьи СРО.

Согласно информации из Единого государственного реестра геодезических СРО, опубликованной на официальном сайте Росреестра, в настоящее время действуют 16 сюрвейерских СРО.

До 2019 года в России было 17 СРО оценщиков. 5 декабря 2018 года СРО ЮСО исключено из реестра за нарушение правил проведения оценочной деятельности, выявленное Росреестром в ходе внеплановой проверки.

Порядок контроля за деятельностью СРО утвержден приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. 203 (далее – Порядок).

В пункте 5.1.8 Положения о Росреестре указано, что данный орган осуществляет надзор и контроль за выполнением ОАД оценщиков с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) деятельности).

Таким образом, объектом надзора является соблюдение СРО оценщиков Федерального закона «Об оценочной деятельности», а также иных нормативных правовых актов, регулирующих их правовой статус.

Сказанное подтверждено Приказом Минэкономразвития России от 07.10.2011 г. 549.

Рассмотренная функция Росреестра реализуется через плановые и внеплановые проверки деятельности СРО.

Какие проверки проводит Росреестр

Россрестром также контролирует выполнение требований по анализу и прогнозированию состояния выполнения требований при осуществлении полномочий СРО, в том числе анализ документов и информации, полученных от государственного органа и (или) информации, публикуемой на официальный сайт СРО.

Осуществляя контроль и надзор за соответствием ОАД законодательству Российской Федерации, Росреестр проверяет следующие положения и информацию:

  • соответствие организационной структуры СРО требованиям законодательства РФ;
  • необходимые документы СРО, такие как: учредительные документы, стандарты и правила проведения оценочной деятельности и т д;
  • необходимое количество специалистов;
  • ведение реестра экспертов;
  • наличие компенсационного фонда;
  • контроль за соблюдением экспертами положений законодательства;
  • применение дисциплинарных мер к экспертам, состоящим в СРО;
  • соблюдение требований по обеспечению прозрачности информации в сети Интернет о своей деятельности и деятельности своих специалистов, входящих в СРО;
  • организация информационно-методической поддержки своих членов;
  • организация профессиональной переподготовки специалистов.

В соответствии с Регламентом и Административным регламентом Росреестра, проведение плановых проверок входит в компетенцию центрального аппарата Росреестра, который находится в Москве.

Плановые проверки проводятся согласно утвержденному плану проверок на один календарный год.

Местные органы власти участвуют в плановых проверках центральных офисов СРО, а также их филиалов, находящихся в их юрисдикции.

В соответствии с п. 2 ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности плановая проверка деятельности СРО оценщиков проводится один раз в 2 года по утвержденному Росреестром плану.

Годовой план проведения проверок СРО доводится до заинтересованных сторон путем публикации на официальном сайте надзорного органа в сети Интернет не позднее 15 января года проведения плановых проверок.

По результатам проверки Росреестр принимает решение о применении мер в отношении СРО, таких как:

  • выдача предписания об устранении выявленных нарушений;
  • направить в суд заявление об исключении информации о СРО из единого реестра СРО экспертов;
  • передача материалов по подсудности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в уголовном или административном производстве.

Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении СРО экспертов из единого государственного реестра является выявление нарушения одного из требований, установленных ч. 3 ст. 22 Закона об оценочной деятельности.

Вышеупомянутый стандарт содержит следующие требования:

  • ассоциация внутри этой организации в составе не менее 300 человек, которые соответствуют требованиям к предметам, охватываемым оценочной деятельностью;
  • наличие компенсационного фонда;
  • наличие коллегиального органа управления;
  • наличие стандартов и правил оценочной деятельности;
  • наличие официального сайта в сети Интернет.

Например, согласно постановлению Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2018 г по делу № А40-184325 / 18 ОАД ЮСО исключено из реестра в связи с нарушением требований о членстве в СРО.

В соответствии с Административным регламентом выполнения Росреестром контрольно-надзорной функции за деятельностью СРО все проверки проводятся:

  1. в головном офисе и (или) деятельности OAD, либо в зарегистрированном офисе ассоциации или профсоюза;
  2. без посещения штаб-квартиры и (или) ведения деятельности СРО.

Проверка документов осуществляется в офисе Росреестра путем изучения документов и информации, имеющихся в Росреестре. Документальная проверка проводится, если результат проверки может быть достигнут на основании имеющихся в органе материалов и документов.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки проводятся в форме выездных проверок. Планируемая СРО проверка не может длиться более тридцати дней. О планируемом контроле СРО сообщается заказным письмом с уведомлением о его получении за три дня до начала контроля.

Во время проверки документов СРО направляет информацию и документы, относящиеся к объекту контроля, а также запросы. Срок – в течение десяти дней с момента получения соответствующего запроса.

Согласно обобщенной практике Росреестра по проверке СРО оценщиков в 2016 году, 6 из 15 сюрвейерских СРО регулярно проверялись, что на 8% меньше запланированного количества проверок в 2015 году.

По результатам плановых инспекционных посещений в конце 2016 года дано 4 поручения руководству органов саморегулирования экспертов, 1 поручение руководству СРО экспертов в стадии подготовки и 1 плановая проверка. СРО экспертов завершено без выдачи приказа, так как нарушения устранены.

Перейдем к внеплановым проверкам. Таким образом, решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО «Сюрвейеры» принимается Росреестром на основании вопросов и жалоб любых юридических лиц, в которых содержится информация о нарушении СРО СРО «Сюрвейеры бизнеса.

В 2016 году в Росреестр и его местные органы власти поступило: 40 заявлений экспертов СРО о нарушениях, что на 16% меньше количества аналогичных заявлений в 2015 году.

На основании этих жалоб (заявлений) Росреестр провел 11 внеплановых проверок ОАД оценщиков (в 2015 году – 15).

По результатам внеочередных проверок, проведенных в 2016 году, дано 7 поручений руководству ОАД экспертов.

В ходе проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в 2016 году были выявлены следующие типичные нарушения требований российского законодательства, такие как:

  1. нарушение порядка контроля, предусмотренного статьями 22.2, 24.3 и 24.4 Закона об оценочной деятельности;
  2. неисполнение обязанности по контролю за осуществлением обязательного страхования ответственности его участниками, установленной частью девятой статьи 24 (7) Федерального закона «Об оценочной деятельности.

Из приведенной информации Росреестр делает вывод, что характер нарушений законодательства, регулирующего деятельность органов саморегулирования, по сравнению с 2014 и 2015 годами не претерпел существенных изменений.

При этом в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами в деятельности СРО оценщиков наблюдалась тенденция к снижению количества случаев приема в члены лиц, не соответствующих требованиям российского законодательства.

В целом создание на территории России эффективной саморегулируемой операционной системы обеспечивало необходимые условия для защиты прав граждан и юридических лиц, служило гарантией реализации законных прав и интересов граждан а также положительно повлияет на искоренение коррупции, в частности, при реализации мер государственного контроля (надзора).

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что результатом выполнения государственной функции Росреестра является выявление и пресечение нарушений ОАД экспертами положений нормативных актов России, контроль (надзор) за соблюдением которых входит в компетенцию данного органа путем применения мер, предусмотренных законом.

Представляется, что эта деятельность является важной составляющей поддержания принципа законности и общественного порядка. Именно эти функции служат законному функционированию правовой системы, а также способствуют правильному построению правоотношений.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право