Покупатели квартир часто боятся, что без нотариального удостоверения сделки переход права собственности не зарегистрируют. Этим их пугают статьи в интернете и сотрудники МФЦ. На самом деле в большинстве сделок с недвижимостью можно обойтись без нотариуса, но есть нюансы. Например, иногда выгоднее обратиться к нему и переплатить, чем делать все самостоятельно. В этой статье мы поговорим о том, когда нужна сделка с недвижимостью через нотариуса и сколько она может стоить.
Сделка с недвижимостью через нотариуса
Нотариус обеспечит юридическую чистоту сделки. При удостоверении сделки он устанавливает волеизъявление лица, отсутствие пороков его воли, гарантирует наступление тех правовых последствий, которые соответствуют намерениям сторон. Нотариус обязан идентифицировать личности сторон, разъяснить существо совершаемой сделки и ее последствия, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Если, покупая или продавая квартиру, вы решили обратиться к нотариусу, то можете быть уверены, что нотариальный акт, обладающий повышенной доказательственной силой, надежно защитит ваши права и интересы, убережет от юридических рисков.
Кроме того, что сделка, совершенная с участием нотариуса, надежна, она еще и гораздо менее хлопотна. Вам не придется никуда бегать – большую часть документов, необходимых для совершения сделки, нотариус запросит в соответствующих органах сам.
И с регистрацией проблем не будет: нотариус самостоятельно подаст документы в Росреестр. При подаче в электронной форме процедура регистрации перехода права собственности займет один рабочий день, если нотариус подаст документы на бумажном носителе – три дня.
Когда нотариус необходим
По данным Федеральной нотариальной палаты, обязательному нотариальному удостоверению подлежат любые сделки с недвижимым имуществом в случаях, если происходит отчуждение долей в праве общей собственности, а также при продаже разных долей по одной сделке (ст. 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Участие нотариуса необходимо, если сделки совершаются с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетнему или признанному ограниченно дееспособным гражданину (ст. 54 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Нотариальному удостоверению также подлежит такой вид договоров, как рента (ст. 584 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нотариус также ведет наследственные дела (о том, сколько это стоит), которые зачастую касаются передачи недвижимости.
Кроме того, семейным законодательством установлено обязательное нотариальное удостоверение соглашений о разделе общего имущества, нажитого супругами в браке (п. 2 ст. 38 СК РФ), а также брачных договоров (п. 2 ст. 41 СК РФ). Эти сделки могут решать вопросы имущественного характера и в отношении недвижимости.
Доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами также должны быть нотариально удостоверены.
Стоимость услуг нотариуса
Стоимость нотариального оформления «сделки под ключ» складывается из двух составляющих. Первая – нотариальный тариф, единый по всей России и определенный ФЗ «Основы законодательства РФ о нотариате». Согласно этому документу, величина тарифа зависит от цены объекта сделки, указанной в договоре.
Так, за оформление сделки с квартирой или комнатой, стоимостью до 1 млн руб., придется заплатить 1% суммы сделки (но не менее 300 руб.). Если объект стоит от 1 до 10 млн руб., то оформление обойдется в 10 тыс. руб. плюс 0,75% с суммы договора, превышающей 1 млн руб. А участие нотариуса в сделке с недвижимостью дороже 10 млн будет стоить 77,5 тыс. руб. плюс 0,5% с суммы договора, превышающей 10 млн руб.
Кстати, согласно тому же документу, «за нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза».
Закон никак не оговаривает, кто из сторон сделки должен оплачивать эти услуги, поэтому данный вопрос решается по взаимной договоренности. На практике чаще всего эти расходы несет покупатель – как сторона, наиболее заинтересованная в юридической чистоте.
Дополнительно придется заплатить за так называемые «работы правового и технического характера», куда входит составление проекта договора купли-продажи, доверенностей, заявлений, прошивание и ксерокопирование документов и т. д. Стоимость этих работ в разных нотариальных конторах варьируется. По словам специалистов, в среднем по городу она составляет 5-10 тыс. руб. для сделки с объектом, стоимостью порядка 5 млн.
Оформление сделки через нотариуса
Поскольку для сделки с недвижимостью законом установлена обязательная письменная форма, эта сделка должна быть составлена и подписана сторонами до ее регистрации. Стороны могут составить необходимый договор самостоятельно (воспользовавшись, например, типовыми шаблонами), либо могут воспользоваться услугами юриста. Главным условием является соответствие этого договора установленным законом требованиям, предъявляемым к сделкам с недвижимостью.
Ни один нотариус не удостоверит документ, оформленный с нарушениями. Существует ряд критериев, по которым специалист проверит документ.
- Четкость формулировок.
- Полное написание ФИО и адресов.
- Наличие сроков и чисел в договоре хотя бы раз написанных словами.
- Полное название юридических лиц с адресом.
- Если договор состоит из нескольких листов, нотариус проверит, чтобы они были прошнурованы, прошиты и скреплены печатью.
Процедура заверения сделки
Процедура заверения обеспечивает полноценную безопасность сделки и не оставляет лазеек мошенникам и квартирным рейдерам, которые ранее могли воспользоваться доверчивостью граждан, и завладевать квартирой полностью через покупку доли, после чего выживали владельца оставшейся доли. После введения новых правил, покупатели долей квартир и домов могут быть полностью уверены в законности сделок, добросовестности продавцов.
Сделка с недвижимостью через нотариуса осуществляется по такому алгоритму:
- если продается доля в квартире или доме, владелец должен уведомить других собственников о своем намерении. В случае несогласия жильцы вправе проинформировать о своем решении;
- взаиморасчеты, обсуждение и согласование стоимости, подготовка пакета документов и поездка в нотариальную контору;
- нотариус составляет четкий договор, заверяет его, затем он подписывается сторонами и передается для регистрации в Росреестре (при чем как в бумажном виде, так и в электронном);
- после этого новому собственнику выдается выписка из ЕГРН, предоставляющая полное право распоряжаться квартирой или домом.
Не заверенные нотариально сделки, подлежащие заверению у нотариуса, считаются недействительными. То есть они не проходят регистрацию в Росреестре, и покупатель не получает юридические права на объект недвижимости.