Как обжаловать действия должностного лица?

Должностные лица всех уровней являются представителями правительства с особыми полномочиями, в рамках которых они принимают решения в отношении граждан и юридических лиц. Обжалование действий должностного лица – особенности процесса.

Обжалование действий должностного лица, основания и ограничения, составление и подача жалобы в суд

Если действия государственного должностного лица привели к незаконному решению и нанесли ущерб организации или лицу, то он имеет право оспорить их. Какие доводы законодатель привел для оспаривания действий должностных лиц, как правильно оформить жалобу и куда ее подать, мы рассмотрим в нашей статье.

Причины обжалования действий должностных лиц

Практика таких отчетов выявляет несколько причин для жалоб на действия чиновников:

  • применены противоправные меры, в том числе действия, выходящие за рамки ответственности должностного лица;
  • действия государственного должностного лица привели к незаконному решению;
  • действия причиняют неоправданный законом вред либо имеют последствия, нарушающие права и интересы гражданина.

Большинство решений, принимаемых должностными лицами, ограничиваются рамками процедур, установленных законом, и правилами осуществления процессов. В случае нарушения такие решения являются незаконными.

Порядок обжалования

Есть три основных способа подать жалобу на государственного служащего:

  1. По подчиненности

    Жалоба подается руководителю должностного лица, принявшего неправомерное решение, или в вышестоящий орган (когда это решение принимается руководством или по согласованию с ним);

  2. Подача искового заявления

    Административная жалоба будет рассматриваться судом общей юрисдикции или третейским судом – в зависимости от юрисдикции;

  3. Прокурорский надзор

    Жалоба отправляется в прокуратуру для расследования. Этот вариант универсален и может использоваться в любой ситуации. Часто судебное дело по защите прав гражданина возбуждает прокурор.

Составление жалобы

Жалоба подается в порядке подчиненности или в прокуратуру. Чтобы правильно его приготовить, при написании нужно ввести следующую информацию:

  • название органа, в котором он представлен – данные о главе представителя власти, занимаемую им должность, название органа, в котором он служит;
  • информация о заявителе – ФИО, адрес проживания, контактная информация;
  • наименование представляемого документа – «Заявление об оспаривании действий (решений, бездействия) должностного лица»;
  • формулировка существа дела – точно указать, какие права и интересы были нарушены или нарушены. В случае множественных нарушений объяснения по каждому должны быть даны отдельно. Желательно сослаться на правила, которые были нарушены;
  • выводы относительно действий должностного лица, обобщающие ситуацию;
  • ходатайства истца о признании действий неправомерными и о принятии мер по устранению нарушений.

Документ оформляется письменно. Его можно отправить заказным письмом по почте или подать в электронном виде (через официальный сайт органа, принявшего незаконное решение).

К жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие факт противоправных действий представителя власти.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

Рассмотрение жалоб на представителей власти в суде обычно является судебным делом. Гражданин или юридическое лицо выступает истцом, а должностное лицо – ответчиком.

Чтобы правильно составить жалобу, необходимо указать:

  • наименование судебного органа, в который подается запрос;
  • сведения об истце и ответчике;
  • сведения о нарушении (описание существа дела);
  • данные о решениях по жалобе, принятых ранее в подчинении (если она подавалась);
  • информация о предварительном расследовании дела;
  • требования к ответчику.

Примечание! Жалобное заявление должно быть подписано и указана дата его составления.

После рассмотрения дела судья может признать ранее принятое решение полностью или частично недействительным либо действия должностного лица полностью или частично противоправными.

Кроме того, суд имеет право обязать обвиняемого принять конкретное решение, устраняющее нарушение, или не предпринимать конкретных действий, которые помогут предотвратить нарушения.

К жалобе прилагаются документы, отражающие суть жалобы. Перечень обязательных документов, которые прилагаются к заявлению, указан в ст. 132 ГПК РФ.

Срок давности обжалования действий должностных лиц

Заявление можно подать в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин или организация узнали о принятом решении или предпринятых действиях. В случае нарушения срока исковой давности жалоба будет принята к рассмотрению, но необходимо будет дать разъяснения по ее бездействию.

Для того, чтобы вашу жалобу приняли и рассмотрели, лучше всего при ее составлении проконсультироваться с опытным юристом.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право