Интеллектуальная собственность для индивидуальных предпринимателей, которые ведут свой бизнес, как правило, «в одиночку», не имеют штата и тем более штатных юристов.
Однако этот материал никоим образом не предназначен для «замены» профессионального юриста. Его основная задача – в общих чертах познакомить человека с таким «загадочным и глубоким» явлением, которое называется «интеллектуальная собственность»
Зачем в этом нужно хоть немного разбираться
Каждый из нас рано или поздно сталкивается лицом к лицу с загадочным (на первый взгляд) понятием «интеллектуальная собственность». В то же время большинство людей без юридического образования имеют довольно смутное представление о содержании данной правовой категории.
Конечно, можно задать вопрос: зачем мне это нужно? Понимание своеобразной «собственности», даже если она «интеллектуальная». Ведь я веду свой бизнес, в усы не рву, продаю футболки с «принтами», а может кружки с изображениями знаменитых героев из известных мультфильмов…
Одним словом: идиллия и не более того. Но понимать это просто необходимо, особенно в тех случаях, когда тот или иной бизнес напрямую связан с использованием изображений, фотографий, товарных знаков и т.д. Такие знания в будущем избавят вас от необоснованных расходов, размер которых может быть очень важно.
А в случае каких-либо неоднозначных отношений с правообладателем человеку с базовыми знаниями будет проще понять, чего он от него хочет. Кроме того, можно будет «контролировать» нанятого юриста, чтобы он случайно не ввел клиента в заблуждение.
Но что будет, если вы продолжите «плевать» на эту же «интеллектуальную собственность» и «не волнуйтесь»? Об этом и поговорим сегодня наш рассказ. Рассказываем типичную историю, с которой многие люди (в основном, конечно, владельцы бизнеса) обращаются к юристам и начинают жаловаться на жизнь.
Важная заметка.
Кроме того, нам нужно будет использовать некоторые юридические термины, не заменяя их «отечественными аналогами». Конечно, они будут объяснены простым языком. Это необходимо для того, чтобы читатель сразу получил четкое представление о ситуации. Если мы будем использовать исключительно бытовую терминологию, в дальнейшем будет путаница и непонимание сути той или иной ситуации, в которой мы не нуждаемся.
Индивидуальный предприниматель жил в небольшом провинциальном городке. У него был небольшой офис в центре города, где он днем и ночью занимался изготовлением сувенирных футболок, кружек, значков и других товаров по желанию клиентов. Но не простая, а золотая (шучу) – с разными изображениями. Я нанес их методом сублимации, а затем отдал клиентам.
Он не брал много денег, поэтому клиентов у него было более чем достаточно. Особенно накануне «традиционных праздников» – Нового года, Международного женского дня. Он работал, работал и однажды получил конверт с почтовыми марками от некоего гражданина. Ну подумайте, опять реклама, как они устали. Хотя, может, это жалоба недовольного гражданина-потребителя?
Ведь его футболки или кружки тоже могут быть из Китая (про Алиэкспресс все знают), а там, бывает, выпускают товары не самого высокого качества. С этими мыслями он открывает этот конверт, достает сложенный пополам лист, а может быть, и целую пачку листов, и начинает читать: «Тому и этому другому индивидуальному предпринимателю от гражданина Петрова», понятно. Останавливаться! Из чего, из чего? О нарушении авторских прав!
Это ново, думает он… Это вообще не похоже на авторское право, он продает только футболки, пусть даже с фотографиями… Прекрати, вот и все, что с фотографиями!
Прочитав жалобу, предприниматель начинает понимать ее суть…. Получается, что гражданин, являющийся автором (или правообладателем, подробнее об этом позже) фотографии он благополучно «скачает» из Интернета, с те же «Яндекс Картинки» или что-то в этом роде «фотобанк»), и уже почти месяц мы его печатаем на своих футболках и кружках, а также на брелках, флешках, календарях…
Кроме того, к жалобе гражданин аккуратно приложил копию квитанции о покупке у нас больной футболки и свою фотографию. И просит выплатить ему только компенсацию за нарушение исключительных прав (или авторских, варианты запроса могут быть разные, но суть требований от этого не меняется) в размере 30 000 руб.
Да классно с ним, думает наш предприниматель, платить ему не буду: этакая “мутная” претензия .. потом в суд не очень-то хочет: мало того, что он вообще не понимает, что нарушил , но и потратиться на юристов. И если на этих самых юристов действительно придется потратиться, то полезно хоть что-то в этом разобраться самому. Готовый? Идти….
Про интеллектуальную собственность в целом
Итак, сначала давайте попробуем разобраться с загадочной категорией «интеллектуальной собственности». Мы вроде знаем имущество – это слово слышно, и если честно – каждый хочет владеть: чьи-то дома, машины, квартиры, самолеты…
Ну и прочие мелочи в виде мебели, инструментов, одежды. Но что это за интеллектуальная собственность, мы до сих пор не понимаем, но в то же время среднестатистический человек знаком с такими категориями, как «литературное или художественное произведение», «изобретение», «товарный знак». Однако, употребляя эти слова, иногда мы вообще не знаем, что они собой представляют. Нарисуем простую схему:
Таким образом, получается, что право интеллектуальной собственности делится на разные сферы (или «институты» на профессиональном языке). Каждая из этих областей имеет свои охраняемые объекты, они только указаны на схеме.
В целом все эти объекты обозначены в законе как «результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Суть этого разделения в том, что оно зависит от типа охраняемого объекта: поэтому в авторском праве это касается научных, литературных и художественных произведений, в патентном праве – изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а в средствах идентификации – товарные знаки, обслуживание товарных знаков и т д.
И каждый объект имеет свой правовой режим, чем-то отличный от «соседского». Но в то же время есть общие правила, применимые ко всем видам интеллектуальной собственности, о которых мы сейчас и поговорим.
Следует отметить, что данная схема не отражает все объекты, включенные в закон об интеллектуальной собственности, однако этого будет вполне достаточно для первоначального изучения проблемы. И нельзя еще раз перегружать плеер. Но перейдем к этим же правилам.
Три простых правила
1. Правило первое. У каждого объекта есть свой «собственник», который по закону именуется «правообладателем». Это может быть как простой гражданин-гражданин (юридически именуемый «физическое лицо»), так и организация (юридическое лицо) и тем более – целое государство.
Вначале правообладателем обычно является человек, создавший объект. В случае изображений это их автор, физическое лицо. В дальнейшем автор может передать право на это изображение любому лицу, в том числе организации. Здесь необходимо исключить, что автором может быть только одно лицо.
Итак, «лживое» изображение в сети, даже если оно кажется вам «бесхозным», всегда имеет правообладателя. Некоторые из них спят и смотрят, кого «ловить» за нарушение их прав.
2. Правило второе. Использование любого объекта запрещено без согласия правообладателя, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных законом. Таких случаев очень мало, и, например, в отношении научных или художественных произведений они сводятся к разным типам цитирования, использованию произведений библиотеками и т.п. Очевидно, что это не относится к футболкам или кружкам. Поэтому, если кто-то хочет, например, сделать кружки с изображением героев мультфильмов «Смешарики» или «Фиксики», то для этого необходимо заключить соответствующий договор с правообладателем этих объектов.
3. Правило третье. Обнаружение того или иного объекта «в открытом доступе» (например, в «Интернете») не дает вам права его использовать. Однако многим очень нравится работать с этим: поскольку изображение свободно «лежит» в сети, я его взял. Помните: здесь нет свободы. Суды неоднократно заявляли, что Интернет не является «бесплатным местом для посещения», в отличие, например, от музея или художественной галереи. И вы не можете просто зайти в Интернет и взять то, что вам нравится, не спросив правообладателя.
Зная и строго соблюдая эти правила, мы застрахуем себя от неприятных ситуаций в будущем и сэкономим деньги.
Про «исключительное право»
В отношении любого объекта правообладатель обладает исключительным правом на него, а в некоторых случаях и другими правами. Исключительное право означает возможность правообладателя использовать этот объект любым способом, а также может разрешать или запрещать такое использование третьими сторонами.
Например, в отношении изображения – изображения «Лосяша» из «Смешариков» правообладатель может делать все, что хочет: распространять это изображение любыми способами, разрешать другим людям печатать с собой постеры и так далее другими способами. Словом, права правообладателя в чем-то схожи с полномочиями любого владельца обыкновенной вещи.
Исключительное право возникает у правообладателя по-разному, в зависимости от области:
- В авторском праве (а также в отношении объектов смежных прав) – «автоматически», с момента создания произведения или иного объекта;
- В патентном праве – с момента государственной регистрации объекта и выдачи на него соответствующего документа;
- Путем индивидуализации, с момента государственной регистрации или «автоматически» при создании объекта.
Кроме того, в отличие от «обычных прав собственности», исключительное право не является бесконечным и действительно только в течение четко определенного периода времени:
В этой таблице показаны основные объекты (но список неполный), с которыми на практике чаще всего возникают проблемы. Зачем нужно знать эти термины? И потому, наткнувшись на конкретное изображение в Интернете, примерно «оценить», действует ли на него исключительное право или нет… Если, например, вам понравилась картина, нарисованная в 19 веке, и вы хотите изготавливать на ней магниты, поэтому его можно без проблем использовать для этой цели: автор давно умер, и исключительное право на него истекло. Однако большая часть «доступных в сети» предметов в настоящее время защищена и не может быть воспринята так, вы должны сначала найти правообладателя и обсудить с ним все вопросы.
Помимо исключительного права на некоторые объекты существуют и другие права, которые в законе именуются «неличной собственностью». Например, автор литературного произведения имеет право использовать свое имя или псевдоним при распространении произведения. Эти права неотчуждаемы, бессрочны, никуда не денутся. На практике нарушение этих прав, конечно, возможно, но не так часто, как нарушение исключительного права, поэтому в рамках данной статьи мы не будем на этом останавливаться.
Кроме того, мы более подробно рассмотрим различные нюансы использования тех или иных объектов, а также проблемы, возникающие на практике.
Про авторское право и смежные права
Как уже было сказано, объектами авторского права являются произведения разного рода, например картины, стихи, проза, фотоработы. Компьютерные программы тоже относятся к произведениям.
Исключительное право на произведение принадлежит прежде всего его автору, т. Е является правообладателем. Однако в будущем он может заключить с кем-то соответствующее соглашение, и другое лицо станет правообладателем.
После смерти автора (если в то время авторские права принадлежали ему, исключительное право переходит к его наследникам), оно действительно еще 70 лет. Поэтому, например, если вам необходимо опубликовать сборник стихов авторов 1950-х годов, чьей смерти еще не исполнилось 70 лет, вы должны получить разрешение на использование таких произведений от их наследников (или других правообладателей).
Помимо исключительного права автор всегда имеет ряд неимущественных прав, основными из которых являются право на имя и право на неприкосновенность произведения.
Смежные права
Термин «связанные» говорит нам, что эти права тесно связаны с авторским правом. Наиболее распространенными объектами смежных прав являются исполнения и фонограммы. Есть и другие предметы, но мы не будем о них сейчас говорить.
Что такое исполнение и фонограмма? Чтобы понять это, представьте следующую ситуацию. Композитор написал музыку, а другой гражданин написал тексты к ней. А потом третий гражданин вышел на сцену концертного зала и спел эти слова под эту музыку. Так он их произнес, и это и есть казнь. Затем после концерта к нему подошли представители звукозаписывающей компании и предложили записать «пластинку» (или, как иногда модно говорить, «пластинку»). Его пригласили в студию, где он спел, и получившаяся запись на пластинке – это второй объект: фонограмма.
Как и в случае с авторским правом, использование исполнения и фонограммы возможно только с согласия правообладателя. В нашем примере это сам певец (с точки зрения исполнения) или звукозаписывающая компания (с точки зрения фонограммы).
На практике основная полемика возникает из-за использования фонограмм. Обычно рассказы однотипны: «У меня есть кофе, я установил караоке, мы поем песни с« компенсацией », а потом вдруг появилась жалоба от какой-то организации, что мы нарушаем их права…» «Конечно. «Да», – скажет юрист, потому что просто «взяли» из Интернета трек с записью выступления и использовали для караоке.
Поэтому в таких случаях нужно всегда сначала спрашивать разрешение у правообладателя и только потом петь песни в караоке.
Про патентное право
В отличие от авторского права круг объектов патентного права четко очерчен законом, их всего три: изобретение, полезная модель и промышленный образец. Мы не будем сейчас вдаваться в подробное описание каждого из них, но отметим только одну общую тенденцию: все эти объекты являются либо вещами, либо способом воздействия на вещи, либо внешним видом вещей. Например, способ «получения бензина из нефти путем заливки его в дубовые бочки» будет изобретением, а внешний вид (дизайн) женской сумки от известной итальянской компании Furla – промышленным образцом.
Исключительное право на эти объекты возникает только после их государственной регистрации и выдачи патента. Конечно, «нормальному» предпринимателю изобретения вряд ли встретятся, но промышленные образцы вполне реальны. Например, выполнение пошива «под бренд», когда заимствуется внешний вид изделия (расположение швов, пуговиц и других элементов). Поэтому, делая кроссовки No-Name «под Nike», знайте, что шанс получить «заветный конверт» от правообладателя (как героя нашего рассказа) очень высок.
Про средства индивидуализации
Средства индивидуализации создаются для того, чтобы участники по связям с общественностью могли отличить один продукт или услугу от другого продукта или услуги или одну организацию от другой.
В основном это торговая марка, знак обслуживания, торговая марка и торговое обозначение. Также есть обозначение происхождения товара, но мы не будем сейчас об этом говорить, потому что индивидуальные предприниматели зачастую не производят шампанское или коньяк.
Торговая марка (как и знак обслуживания) – наиболее узнаваемое и распространенное средство индивидуализации. Они идентифицируют товар (нанесенный на него или упаковку) или услугу (обычно знак изображается на документации – чеках, квитанциях и т.д.). Довольно часто с ними возникают проблемы у предпринимателей. Наш герой рассказа в начале статьи мог, в том числе, «попаться» на такое высказывание…
Дело в том, что в настоящее время стало очень популярно регистрировать различные изображения в качестве товарных знаков, особенно героев мультфильмов. «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик» – все эти персонажи можно использовать как бренд. В то же время, более того, одно и то же изображение может быть объектом авторского права (произведение) и быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Следовательно, при их ненадлежащем использовании происходят два нарушения: исключительное право на произведение и исключительное право на товарный знак, а второе – более серьезное, поскольку только предприниматель или юридическое лицо, которые могут иметь своих юристов, могут быть владельцем авторских прав на товарный знак. Поэтому запросы от них, как правило, пишутся грамотно и четко, а объемы запросов будут довольно большими.
Исходя из всего написанного, внимательно подойдите к проблеме использования того или иного изображения (изображения), вы можете сверить их на основании товарных знаков.
Что касается фирменного наименования, то это «логотип» организации, юридического лица. В свою очередь, коммерческое обозначение – это, прежде всего, вывески, например – «Людмила-парикмахер». Использование первых и вторых без надлежащего разрешения также является незаконным.
О компенсациях, или «прощайте ваши деньги»
Поговорим теперь о компенсации. Как и в нашей истории, в основе иска правообладателя к нарушителю исключительного права лежит выплата денежной компенсации. Размер компенсации может быть очень внушительным и составлять несколько миллионов рублей, но четких указаний относительно ее конкретной суммы в законодательстве нет.
Поэтому сначала ее размер определяется самим правообладателем, который должен обосновать эту сумму, а затем суд может ее скорректировать, и, как правило, в меньшую сторону. В настоящее время закон устанавливает следующие ограничения:
Кроме того, уполномоченное лицо имеет возможность выбрать другой метод расчета размеров: на основе стоимости контрафактных товаров или стоимости права использования объекта, если с уполномоченным лицом заключен договор.
Например, размер компенсации, взимаемой судом за нарушение исключительного права на товарный знак индивидуальным предпринимателем при реализации товаров, содержащих изображения брендов актера «Смешарики», «Нюша», «Ежик», «Лосяш», «Совуня», «Пин», «Крош», «Бараш», «Кар-Карыч», «Копатыч» на сумму 100 000 рублей, плюс судебные издержки (пошлина, представительство и т.д.).
Есть и другие примеры, когда суммы намного внушительнее. Ладно, для провинциального предпринимателя это большие деньги. Так стоит ли рисковать этими суммами и своей репутацией ради немедленной выгоды?
Что же делать?
Прежде всего, запомните одно простое правило: предупрежден – спасен. Нельзя просто делать снимки из Интернета и распечатывать их на всем подряд. Помните, что Интернет – это не свободная зона.
Если вы действительно хотите что-то одолжить, лучше всего найти правообладателя и спросить у него разрешение на это.
Возвращаясь к нашему рассказу, мы, к сожалению, подтверждаем факт правомерности иска автора, поэтому нет смысла «сбивать с толку» юристов обязанностью «спрыгнуть» с этого иска. Это будет пустой тратой времени и денег.
Если вы действительно виновны, то лучше признать это и попытаться достичь внесудебного урегулирования спора с правообладателем. Как правило, они идут на встречу, и изначально предъявленная ими сумма может быть уменьшена на 20-30% или даже вдвое. В случае судебного спора вам также придется возместить судебные издержки, которые к тому же могут быть не такими маленькими.
Конечно, невозможно рассмотреть все аспекты прав интеллектуальной собственности в рамках данной статьи, но мы надеемся, что она поможет вам получить ту небольшую часть знаний, которая избавит вас от глупых ошибок в вашем бизнесе.