Как начинающему дизайнеру защитить авторские права?

Проблема авторского права в области дизайна актуальна в условиях рынка, многие молодые таланты смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и желанию украсить жизнь вокруг. Авторские права на рисунки и дизайн на заказ: как 3д дизайнерам получить и защитить свои авторские и исключительные права.

Как начинающему дизайнеру защитить авторские права?

Но, занимаясь в основном творчеством, молодых специалистов не волнует, как возникает авторское право и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, в первую очередь, введение с 1 января 2008 г части 4 ГК РФ об интеллектуальной собственности, в большей степени защищают авторские права.

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?

Да, они созданы, потому что созданы творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Создатель является автором, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ). Невозможно отделить автора от его творчества: в каждый момент творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи.

Отношение к отцовству, несомненно, определялось характером общественных отношений; с давних времен обладание редким произведением искусства исключительным автором стало статусным символом. Законы об авторском праве начинают защищать.

Таким образом, впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом Королевы

Достаточно истории, ясно, что профессия дизайнера в основном ориентирована на рынок, и часто главной целью реализации своих талантов является умение зарабатывать, получать адекватный доход.

В рыночных условиях право собственности на авторские права постепенно становится своего рода гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получить заслуженное вознаграждение. Здесь вы должны остановиться и понять, что авторское право не является правом собственности.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно им распорядиться и получить компенсацию.

А это очень просто: есть еще «исключительное право на произведение» и это право собственности.

У кого и как возникает исключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Так что, если работодатель выбрал вашу заявку в процессе собеседования, будьте готовы – там будет испытательный срок и сверхсложные задания – ведь за посредственную работу никто не будет платить, да еще в этой отрасли.

Казалось бы, просто: автор – тот, кто выполнил дизайн-проект. Что ж, авторское право неотчуждаемо, то есть тот, кто приобрел проект, не может называться автором, но отказ от авторских прав ничтожен (ст. 1228 cc, абзац 2, часть 2).

Результатом работы дизайнера является материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чье дело? Конечно, как дизайнер, он не зря учился много лет и умеет генерировать идеи, чтобы воплотить их в реальный объект, например, украсить интерьер клиента. Но так ли это? Есть ли один дизайнер, который создает проект?

Условия труда, оборудование, умение работать «в команде», «поток» заказов – над этим работодатель работает. Как права, так и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре.

Затем в результате работы дизайнера создается объект творческой работы, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика. И здесь без творческой работы дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей компании, ни клиент (он же главный на рынке!) – долгожданный проект.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебной работы» (Гражданский кодекс РФ, часть 4, статья 1295). Что это означает?

Даже если произведение создано в соответствии с трудовыми обязательствами, закрепленными в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (часть 1 статьи 1295 ГКРФ), так как это произведение создается творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться данной работой (проектом). Почему?

Потому что исключительное право на «рабочую работу» исходит от работодателя, который может передать ее другому лицу (например, за определенную плату) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Следовательно, исключительное право на произведение принадлежит собственности.

Но, если авторское право защищено на неопределенный срок и отказ от авторского права недействителен, то закон устанавливает полностью определенный период, в течение которого работодатель (владелец исключительного права на произведение) будет иметь право начать использование этого произведения – 3 года (п. 2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).

Если в течение 3 лет произведение не использовалось работодателем, авторское право возвращается исключительное право.

Итак, когда авторское право принадлежит автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право принадлежит работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть, получать за это оплату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение.

Кроме того, независимо от того, использовал ли работодатель произведение или держал его в секрете, автор имеет право на получение вознаграждения (п. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть санкционировано трудовой договор.

Закон допускает положение в трудовом договоре, согласно которому исключительное право на произведение на произведение принадлежит автору, и работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при уплате гонорара автору (часть 3 Закона) статья 1295 ГКРФ). Вот почему это «контракт», который нужно согласовывать.

Не забывайте, что договор является источником ваших прав и обязанностей с работодателем, конечно, если он не содержит условий, противоречащих закону. При приеме на работу вы всегда должны помнить, что вы должны сначала изучить условия контракта и понять, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве о защите авторских прав не нарушают права работодателя, а, наоборот, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих обязанности работника по созданию служебного места.

А для работодателя не менее важно более четко указать все условия в трудовом договоре и при необходимости заключить гражданско-правовой договор, если обладателем исключительного права на произведения является автор.

В этом случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь вы еще начинающий дизайнер.

Не говоря уже о том, что «конкуренты не дремлют» и никому не понравится, если сотрудники, руководствуясь общим делом, раскроют секреты третьим лицам. Таким образом, неразглашение коммерческой тайны при приеме на работу оформляется Соглашением между работником и работодателем.

С юридической точки зрения разглашение информации, «имеющей реальную или потенциальную коммерческую ценность» (а это «коммерческая тайна»), может повлечь административную или уголовную ответственность (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98 – ФЗ). Так как? По сути, коммерческая тайна – это источник дохода, возможность избежать неоправданных расходов, поддерживать репутацию, ведь это опыт, полученный на рынке, который в конкурентной среде питает.

FAQ

И вот вопросы, которые часто задают себе начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включить в портфолио проекты, которые будут реализованы по рекомендации работодателя?

Если в договоре указано, что «все материалы, созданные работником по поручению работодателя, являются собственностью работодателя и не могут быть переданы другим лицам без его согласия», то работа (проект) является официальной и без согласия работодателя нельзя показывать другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15). Фактически, проекты, реализуемые в контексте рабочих функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указать свое имя или титул при использовании офисной работы или запросить такое указание» (ст. Российская Федерация). Но здесь возможно получить согласие, связавшись с работодателем, если указано имя или название компании.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы клиентов, которые на первый взгляд могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы контактная информация была удалена из черновика проекта. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, у проекта может быть только наименование работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но название должно точно совпадать с тем, что указано в учредительных документах. Вы не можете оставлять контакты на проекте.

3. Если проект был разработан для клиента, а затем другому клиенту, увидев фото на сайте, предлагается сделать такой же дизайн? В таком случае будет ли создание такого же дизайна для другого клиента нарушением первого?

Нет, в этом случае права клиента не будут нарушены. Работодатель, получив исключительное право, может опубликовать работу (проект), а значит, проект могут увидеть многие, а не только заказчик (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Заказчик получил материальный объект, выполненный по данному проекту, оплатил его, если работа выполнена качественно, оснований для претензий нет. «Офисная работа», проект – это некая концепция, идея, исключительное право на которую принадлежит работодателю (фирме), а авторское право принадлежит дизайнеру. «Материальное средство работы передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (ст. РФ).

4. Могу ли я использовать в своей работе проекты других авторов, если они находятся в свободном доступе?

Создавая дизайн, дизайнер может просматривать разработки других авторов и, конечно же, возникает соблазн их использовать. Но в этом случае нужно быть внимательнее, по закону разрешено использование опубликованных произведений исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ). Поэтому, если изображение с изображением материального объекта или проекта появится в другой компании, например «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, автор может оспорить это в суде, поскольку в этом случае коммерческий интерес будет очевиден.

Но в любом случае нас должны интересовать новости в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое является сферой деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная карьеру, по возможности выбирайте стабильные компании, которые зарекомендовали себя на рынке дизайнерских услуг и имеют постоянных клиентов.
  2. При заключении трудового договора с работодателем обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на работу. Именно это дает работодателю право публиковать вашу работу и использовать ее (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).
  3. Работая с клиентом, не забывайте, что вы являетесь автором «результата интеллектуальной деятельности», так как проект создается вашим творческим трудом. Авторское право неотчуждаемо.
  4. В будущем, чтобы в полной мере пользоваться как авторским правом, так и исключительным правом на произведение, вы сможете работать независимо по согласованию с клиентами.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право