Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей бизнеса до продавцов в салонах связи. И не случайно, что прокуратура как общий надзорный орган опирается на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Так, обыкновенная жалоба в прокуратуру поможет уловить обидчика, причем подать ее можно не только письменно и в одном из отделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда апелляция вступит в силу и каков порядок ее рассмотрения? Вся самая важная информация о бдительности прокуратуры в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
В общем, любое нарушение закона кем бы то ни было может стать поводом для обращения в прокуратуру. Прокуратура обязана рассматривать все поступающие в ее адрес жалобы, содержащие информацию о нарушении действующего законодательства (статья 10 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации»).
Главное, чтобы в обращении содержалась конкретная информация о нарушениях требований закона, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора не имеет значения. Обычно в прокуратуру поступают следующие виды жалоб:
- жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных канцлеров, городских служащих, районных и городских государственных служащих, исследователей операций, следственных и иных правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ и других должностных лиц;
- жалобы на работодателей за несоблюдение трудового законодательства, задержку заработной платы, незаконные увольнения;
- жалобы на нарушения в сфере ЖКХ на бездействие управляющих компаний, нарушения в работе ресурсообеспечивающих предприятий;
- жалобы на нарушения со стороны разработчиков, несоблюдение сроков DDU, несоблюдение требований в жалобах;
- жалобы на нарушения прав потребителей продавцами, производителями товаров, лицами, оказывающими платные услуги;
- жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и так далее.
Органы прокуратуры РФ не контролируют исполнение законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения следует направлять в соответствующие контролирующие органы или правоохранительные органы. Но их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Законодательство не предусматривает конкретных требований к содержанию жалобы. Единственное, что в нем должно быть указано (п. 2.8 Инструкции, утвержденной Постановлением Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45):
- наименование органа, в который представляется полное имя должностного лица прокуратуры;
- ИО и адрес гражданина, отправившего рапорт + адрес, на который следует отправить ответ, если он отличается;
- изложение сути проблемы;
- личная подпись и дата подачи.
В связи с этим рекомендуем в жалобе указать следующее:
- описание обстоятельств, предшествовавших нарушению закона: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и так далее;
- суть правоотношений, возникших с лицом, нарушившим закон;
- описание обстоятельств, при которых было совершено нарушение закона, как оно выражается, какие законы были нарушены;
- если применимо – подробности решения, нарушающего закон;
- просьбы заявителя: провести внеплановую проверку, издать приказ об устранении нарушений закона, привлечь виновных к ответственности.
Жалоба подается в свободной форме с учетом вышеперечисленных рекомендаций.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективный донос существенно не отличается от обычного. Разница лишь в том, что индивидуальное обращение конкретного гражданина, а коллективное (п.6 п.1.9 Инструкции):
- o обращение двух и более человек;
- либо обращение, принятое на собрании, собрании и подписанное организаторами и участниками собрания, собрания.
То есть принципиальных отличий всего 2:
- Коллективная жалоба может содержать информацию о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более человек.
- Коллективная жалоба должна быть подписана двумя или более людьми.
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как упоминалось выше, имя и адрес заявителя являются обязательными деталями жалобы. Если в обращении не указано имя гражданина, направившего обращение, либо адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (п. 3 п. 2.8 Инструкции).
Это означает, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на подачу анонимной жалобы в прокуратуру. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности.
Однако получить ответ от прокурора на основании анонимной жалобы, а также проверить процесс рассмотрения жалобы не удастся.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений пункта 2.1 Инструкции и других положений, вы можете подать жалобу в прокуратуру:
- Написано. Разрешены любые формы депозита, в том числе:
- лично в подразделение прокуратуры;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- по телеграфу;
- по факсу.
- Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону и через СМИ.
- Об общественных информационных системах. Другими словами, в электронном формате. Такое заявление можно подать через форму на сайте местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру Санкт-Петербурга. Альтернативный вариант – отправить жалобу по электронной почте, если соответствующий функционал недоступен на сайте прокуратуры.
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы каждая из них передается на регистрацию и, если она соответствует требованиям, на принятие к разрешению. Жалоба подписывается и передается на рассмотрение уполномоченному прокурору, который:
- При необходимости проверить факты, указанные в жалобе, организовав выезд на место и установив контроль со стороны прокурора.
- Запросить и просмотреть копии судебных решений, материалов уголовного дела, исполнительного производства и других документов, необходимых для медицинского осмотра.
- Он поручает нижестоящим прокурорам проверить факты жалобы.
- В нем представлены заявления об устранении нарушений закона, прав граждан.
- Подавать материалы в компетентные органы для возбуждения уголовного и административного дела.
- Он принимает решение об удовлетворении или отклонении жалобы.
Сроки рассмотрения жалоб определены пунктом 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях и 15 дней, если ситуация не требует дальнейшего изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
По истечении этого срока прокуратура должна предоставить мотивированный письменный ответ с объяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
В соответствии с пунктами 2.9 – 2.15 Инструкции основанием для оставления претензии без ответа будет:
- отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
- отсутствие информации в жалобе, достаточной для ее разрешения;
- невозможность определить суть жалобы;
- содержание жалобы, свидетельствующее о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию прокуратуры;
- неразборчивый текст отчета, невозможность прочитать данные заявителя;
- наличие нецензурной или ненормативной лексики, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
- жалоба, лишенная логики и смысла по содержанию.
Если суть жалобы выходит за рамки компетенции прокуратуры или нижестоящие прокуратуры не приняли никаких решений, жалоба направляется в соответствующий орган или нижестоящую прокуратуру для рассмотрения по существу (параграфы 3.2-3.3 Инструкций) Заявитель дополнительно уведомляется.
Не будем путать отказ с отказом от подачи жалобы в прокуратуру. Оставление жалобы неудовлетворенной обычно связано с отсутствием события преступления или невозможностью его доказать.