Порядок списания дебиторской задолженности

Любые безнадежные долги, в том числе те, по которым истек срок исковой давности, должны быть аннулированы. Как списать дебиторскую задолженность – нюансы процедуры.

Как списать кредиты: советы экспертов и нюансы

При своевременном проведении данной процедуры компания обеспечивает достоверность финансовой отчетности, поскольку кредитные и дебетовые показатели являются важными составляющими активов и пассивов юридического лица.

Также необходимо списать кредиты для налогового учета, так как в этом случае производится корректировка налоговой базы. Это, в свою очередь, влияет на правильный расчет налогов.

Списание дебиторской и кредиторской задолженности

Давайте сначала выясним условия. Под кредитами мы понимаем денежные суммы, которые компания должна своим контрагентам. Это могут быть, например, долги за поставку товаров.

Увеличение кредитов можно рассматривать как увеличение темпов роста компании, однако важно обеспечить своевременный возврат средств, чтобы не поставить под угрозу финансовую платежеспособность юридического лица.

Счета к оплате – это противоположное понятие. Это деньги, которые фирма должна своим кредиторам. Эти два термина не всегда имеют негативный оттенок. Часто это только облигации, срок погашения которых еще не наступил.

Списание дебиторской и кредиторской задолженности проводки

Компании проводят инвентаризацию ежегодно, включая долги. Если бухгалтер обнаруживает задолженность с истекшим сроком давности, она списывается.

Примечание! Если между сторонами подписан акт примирения или одна из сторон направила официальную апелляцию, срок исковой давности продлевается.

Кредиторская задолженность списывается равномерно как для налоговых, так и для бухгалтерских целей. Используются следующие записи: Dt 60 (76,70,71,73) Kt 91,1 – отражаются аннулированные долги. Для отмены вам потребуется:

  • заключать соглашение;
  • акты оказанных услуг, счета-фактуры;
  • акт примирения;
  • взаимные претензии сторон.

Порядок списания кредитов в бухгалтерском учете следующий:

  • Dt 63 Kt 62 (60,76,71,73,70) – кредиты аннулированы;
  • Дт 007 – отражаем списанную задолженность с баланса.

Если резерв не создан или не покрывает долг, используются статьи Dt 91,2 Kt 62 (60.76.71.73.70) и Dt 007 соответственно.

По каждому долгу резерв рассчитывается отдельно. С 2011 года компании обязаны обучать его.

В налоговом учете кредиты списываются за счет резерва. Если денег недостаточно или недостаточно, кредит списывается на внереализационные расходы в период, в котором истек срок исковой давности или была установлена ​​невозможность взыскания.

Более подробно аннулирование кредитов мы разберем ниже.

Как списать дебиторскую задолженность?

Если после инвентаризации обнаруживаются кредиты, компания оформляет заказ на инвентаризацию и результаты заносятся в форму ИНВ-17. Следующий этап списания кредита: формирование распоряжения руководства о погашении задолженности на основании ведомости инвентаризации и бухгалтерской отчетности.

В справке должна быть указана сумма кредитов, описана ситуация с задолженностью, указаны причины, по которым она стала безнадежной, дана ссылка на номер и дату инвентаризации.

Чтобы не получать кредиты от ФНС после аннулирования кредитов, необходимо приложить к акту документ с историей задолженности и карту по сделке: договоры, счета-фактуры, счета-фактуры, акты оказанных услуг и примирения.

В качестве документа, подтверждающего долговую безнадежность, можно прислать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или распоряжение судебного пристава-исполнителя.

Задолженность компании, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц после 2014 года, может быть признана безнадежно. Однако с IP это не сработает.

Вы не можете списать долг бизнесмена только на основании исключения из ЕГРН, так как он несет ответственность по долгам всем своим имуществом. Это возможно, если человек умирает, терпит неудачу или неизвестен.

Сроки списания дебиторской задолженности

Срок погашения кредита – 3 года. Это срок давности по долгам компании. Однако его можно прекратить в следующих случаях:

  • должник подписал акт сверки или принял его;
  • должник запросил продление;
  • часть долга оплачена;
  • компании составили приложение к договору, в котором должник признал задолженность;
  • подан иск.

Если период аннулирования кредита прерывается, он возобновляется. Но этот срок не должен превышать 10 лет.

Далее мы расскажем, что такое просроченный кредит.

Дебиторская задолженность с истекшим сроком

В Налоговом кодексе РФ указано, что они признаны безнадежными (иными словами, погашение нереально:

  • для которых истек срок исковой давности;
  • по которым обязательство погашено на основании ликвидации юридического лица или акта государственного органа;
  • подтверждается постановлением судебного пристава о прекращении исполнительного производства.

Рассмотрим отдельно третий пункт. Судебный пристав может признать долг безнадежным, если:

  • место нахождения должника не известно;
  • невозможно найти информацию о деньгах или активах компании;
  • у компании нет недвижимости, которую можно было бы продать и использовать для выплаты долгов.

Также безнадежные долги включают деньги, причитающиеся лицу, признанному банкротом.

На практике чаще всего это связано с аннулированием кредитов с истекшим сроком давности. Вряд ли через 3 года должник захочет погасить долг по собственной инициативе. Поэтому кредитору рекомендуется списать просроченные кредиты для приведения внутренних документов в порядок.

Инвентаризация

Рассмотрим характеристики и порядок проведения инвентаризации как обязательный этап, предшествующий списанию кредитов. Что касается темы данной статьи, то инвентаризация обязательно проводится в 3-х случаях:

  • перед составлением бухгалтерской отчетности;
  • в случае реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • когда создается резерв по безнадежным долгам.

Сама компания в своей учетной политике предписывает, как и когда проводить инвентаризацию. В том числе устанавливается количество процедур в год, сроки их выполнения, перечень свойств и обязательств, подлежащих проверке.

Инвентаризация включает следующие этапы:

  • в бухгалтерии предприятия оформляют справку о кредитах и ​​задолженностях. Содержит информацию о сумме долгов, причинах их возникновения и реквизиты подтверждающих документов;
  • сверка договоренностей с бухгалтерией контрагентов осуществляется только после того, как задолженность считается согласованной;
  • составлен акт инвентаризации сделок с дебиторами и кредиторами (по форме № ИНВ-17). Отдельно указывается сумма безнадежных долгов, например кредитов с истекшим сроком давности;
  • готовится заказ на отмену.

Списание дебиторской задолженности в бухучете

Рассмотрите возможность списания дебиторской задолженности. Как указано в приказе Минфина России от 29 июля 1998 г. 34н, все соглашения с кредиторами и дебиторами компании должны быть отражены в бухгалтерском учете. Для займов и кредитов сумма указывается в конце отчетного периода вместе с процентами.

Просроченная дебиторская задолженность и прочая безнадежная задолженность аннулируются по каждому обязательству. Это делается на основании инвентарного документа, письменного обоснования и приказа руководства.

Примечание! На этапе списания дебиторской задолженности в течение срока исковой давности они относятся к резерву по сомнительным долгам или к доходам от бизнеса, если суммы дебиторской задолженности не были зарезервированы.

Аннулирование кредитов в связи с неплатежеспособностью должника не считается списанием долга. Он отражается в балансе в течение 5 лет с момента погашения претензии. Это необходимо для того, чтобы при улучшении финансового положения должника можно было своевременно взыскать долг. Только через 5 лет происходит окончательное аннулирование кредитов с истечением срока давности.

Порядок списания кредитов в бухгалтерском учете зависит от того, создан ли в организации резерв на случай образования сомнительных кредитов. Если есть, то в документах указано: Dt 63 Kt 62 (76 или другие счета для учета долга). Если задолженность превышает резерв, вводится 91,2 датских тенге 62. Если резерв отсутствует, вводятся 91,2 датских тенге 62 и 007 датских крон.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые противоречивые аспекты аннулирования просроченной кредитной истории. Закон говорит о необходимости инвентаризации. Это требуется в следующих случаях:

  • недвижимость сдана в аренду, выкуплена или продана;
  • mUP или ГУП в процессе преобразования;
  • бухгалтерская отчетность составляется по итогам года;
  • изменился состав финансово ответственных лиц;
  • выявлены факты хищения в компании;
  • произошла авария;
  • компания реорганизуется или ликвидируется.

Согласно судебной практике, налогоплательщики не обязаны включать безнадежную задолженность по рецепту в состав внереализационных расходов того налогового периода, в котором этот срок истек.

Эти выводы подтверждены решениями как минимум 3 нижестоящих судов. Однако Высший арбитражный суд не вызвал их на основании норм действующего законодательства.

ВАС указал, что по общему правилу, установленному в Налоговом кодексе Российской Федерации, ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым периодам, должны быть исправлены за период, в котором они были допущены.

В то же время этот же код дает компаниям право пересчитывать налоговую базу и размер платежа за период, в котором были обнаружены ошибки, если они привели к уплате налога в большей степени, чем это необходимо.

ВАС подчеркнул, что подобные искажения в документах не нарушают интересов казны. Следовательно, допускается как подача обновленного отчета за предыдущий период, так и отражение правильной информации в этой документации.

При этом предполагается, что на момент исправления ошибки еще не истек трехлетний срок погашения переплаты. Фактически, согласно закону, только в этот период компания имеет право распорядиться излишне уплаченной суммой налога на баланс.

ВАС также отметил, что объектом выездной налоговой проверки может быть правильность расчета и своевременность уплаты налогов. Сотрудники ФНС не вправе контролировать дальнейшее накопление задолженности, которой не должно быть у дочерней компании.

Высший арбитражный суд постановил, что списание безнадежных долгов в качестве расходов юридического лица, по сути, является способом корректировки доходов, ранее указанных в бухгалтерских документах, но фактически налогоплательщик их не получил.

Целью этого является расчет налога на основе фактических финансовых показателей. Таким образом, тот факт, что компания не предприняла шагов по взысканию долга, не означает, что она безосновательно пыталась сэкономить таким образом.

Соответственно, налоговая инспекция, выявившая факт несвоевременного признания расходов в форме учета списания претензий, должна учесть расходы при проверке правильности начисления обязательного платежа в налоговые органы для представления отчетности периода и не отказываются учитывать расходы как таковые.

Такая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации означает, что суд разрешил компаниям списывать претензии в качестве расходов в периоды, следующие за теми, в которых юридическое лицо имело такое право.

Списание дебиторской задолженности в налоговом учете

Рассмотрите возможность списания кредитов в налоговом учете. Эта процедура доступна только для компаний, которые рассчитывают налог на прибыль по методу начисления.

Компании с упрощенным налоговым режимом и те, кто платит единый налог на вмененный доход, не вправе учитывать безнадежные долги в своих расходах. Это также невозможно для компаний ОСНО.

Также в этом случае отмена налоговых льгот зависит от резерва по сомнительным долгам. В таком случае они удаляются из резерва. Если это не так, кредит полностью обнуляется для внереализационных расходов. Расход признается при наступлении первого события:

  • истечение срока давности по взысканию задолженности через суд;
  • исключен реестр должника из реестра юридических лиц единого государства;
  • мы получили от судебных приставов документы о невозможности взыскания долга.

Примечание! Если компания выплатила контрагенту аванс, и этот долг впоследствии был признан безнадежным, принятый вычет НДС должен быть восстановлен.

Если организация приняла решение признать долг гражданина безнадежным и, списав кредит, отнесла его на расходы, НДФЛ уплачивается с суммы долга.

Данное требование обусловлено тем, что, с точки зрения ФНС, физическое лицо получило льготы, а налоговым агентом является компания, списавшая его долг. Если при этом работал физическое лицо, за него также нужно платить страховые взносы.

Отдельно рассмотрим вопрос о создании резервов по сомнительным долгам. Суммы их отчислений включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода. Как рассчитывается сумма резерва:

  • если задолженность возникла более 90 дней, вся сумма долга включается в резерв;
  • через 45-90 дней 50% долга зачисляется в резерв;
  • если он меньше 45 дней, задолженность не влияет на размер резерва.

Если налогоплательщик не полностью использовал резерв в отчетном периоде, он вправе передать его на следующий.

Резюме

Порядок списания дебиторской задолженности прописан в регламенте. Его необходимо строго соблюдать, иначе можно получить претензию налогового органа вплоть до реальных штрафов. Соблюдение установленных правил поможет избежать ошибок в учете.

Перед тем, как списать свои кредиты, важно убедиться, что проведена инвентаризация и размещен заказ.

Примечание! В России расширен список причин аннулирования просроченных кредитов. Ждать 3 года не нужно, необходимо списать долги юридических лиц, исключенных из Реестра юридических лиц Единого государства, на дату их списания из реестра.

Если у компании есть долг перед единственным предпринимателем, единственного исключения из ЕГРН недостаточно для погашения долга. Должно быть выполнено одно из 3 условий:

  • смерть человека;
  • признан банкротом;
  • судебные приставы признали местонахождение должника неизвестным.

Сложность объясняется тем, что индивидуальные предприниматели несут ответственность по долгам всем своим имуществом.

Несмотря на ясность процедуры, как списать дебиторскую задолженность, мы рекомендуем вам приложить все усилия, чтобы погасить его, прежде чем начинать процедуру. Например, контрагенту может быть предложена рассрочка платежа или реструктуризация долга.

Если вы уверены в правильности поданных документов, но налоговая инспекция в ходе проверки выявила нарушения закона, вы имеете право обжаловать решение государственного органа.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право