Представьте: вы порвали туфли, о которых давно мечтали, со скидкой, а через 2 недели порвали. Или это туфли, которые вы купили своему сыну 1 сентября. Или, например, резиновые сапоги по колено, в которых муж никогда не рыбачил. Срок гарантии на обувь – не менее 75 дней.
Какая бы обувь ни была, на нее распространяется Закон о защите прав потребителей. И вы, как потребитель, можете обменять или вернуть ее. Так и поступают те, кто знает свои права. А кто не знает, пусть ремонт оплачивает сам. Мы расскажем, как вернуть обувь по гарантии после ношения и что для этого нужно. Но сначала о главном.
Основания для обмена и возврата
Сразу уточним: вернуть любую обувь в магазин можно в двух случаях:
- Если он вам не подходит по цвету, размеру, фасону, конфигурации или другим параметрам (п. 1 ст. 25 Федерального закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Это касается неиспользованной обуви при сохранении товарного вида, потребительских свойств, этикеток и чека. У покупателя на это 14 дней, и это НЕ ГАРАНТИЯ: обратиться к продавцу с просьбой заменить обувь на подходящую, и только если их в магазине нет – с просьбой вернуть товар и немного денег назад.
- Если в обуви обнаружены недостатки, значит, обувь является бракованной (ст. 18 Федерального закона № 2300-1). Именно здесь вступает в силу гарантийный срок на обувь: вы можете вернуть обувь, обменять ее на новую или запросить бесплатный ремонт только в том случае, если в течение этого гарантийного срока дефект был выявлен или возник (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 2300-1). Вы можете подать жалобу позже, но, конечно, в разумные сроки.
На что распространяется гарантия качества?
Гарантия на обувь распространяется на любой дефект, который, как следствие, приводит к несоответствию обуви требованиям законодательства и невозможности использования ее по назначению. Конечно, при соблюдении требований по эксплуатации, транспортировке и хранению товаров. Например, гарантия на зимнюю обувь по закону распространяется на:
- расслоение или отслоение подошвы, появление на ней трещин;
- нарушения ниток швов;
- растрескивание или потеря краски;
- слишком быстрое стирание подошвы, появление дырок;
- отслойка пятки, потеря пяток;
- провисание спины или пальца ноги;
- разрушение линии стыковки деталей;
- проявления трещин на лакокрасочной пленке;
- появление раковин, вдавлений и припухлостей на пятках и подошвах стоп;
- смещение пятки приземления относительно оси и центра пятки и т д
Гарантия на петли? Конечно, как бы жадный продавец вас ни убеждал в обратном! Дело в том, что застежка, ремешки, каблук и даже декоративные элементы обуви – все это составляющие и составляющие основного продукта.
При этом гарантийный срок на комплектующие и комплектующие товара приравнивается к гарантийному сроку на основной товар (п. 2 п. 3 ст. 19 Федерального закона № 2300-1).
Сроки гарантии на обувь и сезонность
Гарантийный срок – ключевой критерий реализации прав потребителей. Претензия к продавцу может быть подана только в том случае, если дефект обуви был выявлен или проявился в течение гарантийного срока.
Он должен быть установлен производителем и продавцом, только по желанию. При этом минимальный обязательный срок определяется законодательством и ГОСТами. Для разных типов обуви этот срок будет разным, например:
- гарантия на кроссовки по закону должна быть не менее 75 дней, если они изготовлены методом литья под давлением, и 90 дней для кроссовок, изготовленных методом литья под давлением (ГОСТ 9155-88 «Обувь спортивная резиновая и резинотканевая»);
- на модельные туфли и сапоги этот минимальный гарантийный срок составляет всего 30 дней (ГОСТ 19116-2005 «Туфли модельные»);
- налоговый период 30 дней установлен также для повседневной обуви, например, для обуви, сандалий и сапог (ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная»).
Указанные сроки минимальны, если производитель уверен в качестве своей продукции, он вправе установить более длительный гарантийный срок.
Отсчет времени принято считать с момента покупки обуви, со дня доставки коробки покупателю.
Но не всегда: для сезонной обуви эти периоды отсчитываются от времени начала соответствующего сезона. Причем сроки его возникновения определяются в регионах исходя из климатических условий нахождения потребителей (абзац 2 пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 2300-1).
Это говорит о том, что каждый член федерации самостоятельно определяет, с какого срока начинается гарантия на зимнюю обувь. Например, для Москвы характерны следующие периоды сезонности (Распоряжение Правительства Москвы от 04.07.1998 № 375-РП):
- с 1 ноября по 1 марта – зима;
- с 1 сентября по 1 ноября – осень.
- с 1 марта по 1 мая – весна;
- с 1 мая по 1 сентября – лето.
Для Ленинградской области они разные (Постановление Правительства Ленинградской области от 19.12.2008 № 405):
- с 8 декабря по 5 апреля – зима;
- с 6 апреля по 30 мая – весна;
- с 31 мая по 11 сентября – лето;
- с 12 сентября по 7 декабря – осень.
А в Сахалинской области даже предусмотрена дифференциация сезонов по регионам (Постановление администрации Сахалинской области от 04.06.2004 № 67-па). Например, в Александровско-Сахалинском районе зима длится с 5 ноября по 12 апреля, а в Курильском районе – с 3 декабря по 6 апреля.
Зачем все это? Например, если вы купили зимнюю обувь в Москве, носить ее нужно с 1 ноября по 1 марта. В этот же период должны быть выявлены дефекты: гарантия начинается с 1 ноября или со дня покупки, если это произошло после 1 ноября.
Дефекты, обнаруженные в другое время, будут свидетельствовать о нарушении правил использования обуви, а значит, претензии не принимаются!
И опять же, срок, установленный производителем, не является ограничительным. Вы можете вернуть обувь, даже если по истечении гарантийного срока будет обнаружен дефект.
Если гарантийный срок составляет менее 2 лет и дефекты товара были обнаружены потребителем после истечения гарантийного срока, но в течение 2 лет, потребитель имеет право подать продавцу запрос на возврат, если он докажет, что дефекты обуви возникли до ее доставки покупателю или по причинам, возникшим раньше времени (п. 5 ст. 19 Федерального закона № 2300-1).
Как вернуть обувь с браком в магазин?
Итак, вы обнаружили изъян в купленных туфлях. Например, на лаковой обуви есть трещины. Это не ваша вина, и ваша кожаная обувь все еще находится на гарантии. Что ты должен сделать? Мы рекомендуем вам следовать приведенному ниже алгоритму.
Шаг 1. Обращаемся к продавцу
Напишите претензию продавцу. Формы можно скачать в Интернете или написать в любом виде, неважно. Укажите, с какими дефектами вы столкнулись и чего хотите: смените обувь на качественную, сделайте бесплатный ремонт, снизьте цену и верните разницу или верните обувь и получите свои деньги.
Это требование является законным и соответствует ст. 18 п. 2300-1. Приложите к рекламации копию квитанции и отдайте продавцу – попросите штамп о получении на втором экземпляре или отправьте его по почте.
Шаг 2. Ждем проведения экспертизы
Продавец утверждает, что недостатки произошли по вашей вине, и не согласен с вашими выводами? Нет проблем: он имеет право заказать и оплатить экспертизу брака, если между ним и покупателем возникнет спор (п. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 2300-1).
Покупатель может присутствовать при его оформлении и при необходимости оспорить его результаты в суде. И только в том случае, если экспертиза подтвердит вину покупателя, ему придется оплатить работу самого эксперта, в противном случае – все за счет продавца.
Шаг 3. Ждем обмена/возврата
У магазина есть не более 45 дней на ремонт обуви (ст. 20 Федерального закона № 2300-1), на обмен – 7 дней (ст. 21), на возврат денег – не более 10 дней (ст. 22). При нарушении этих сроков возможна «поломка» не только денег на обувь из магазина, но и штраф в размере 1% от стоимости приобретенного товара за каждый день просрочки неудовлетворенного спроса.
Шаг 4. Жалуемся
Продавец продолжает обвинять вас и отказываться возвращать деньги? Пишем претензию в Роспотребнадзор с указанием: продавец на претензию не отвечает, деньги не возвращает, товар не обменивает. Чтобы не тратиться на бумагу и конверт, подайте претензию онлайн на сайте Роспотребнадзора.
Вы также можете подать в суд. В судебном порядке реально взыскать не только денежный штраф, но и требовать компенсации морального вреда, если вся процедура привела к психологическому стрессу и ухудшению здоровья (статья 15 Федерального закона № 2300-1).
Покажите продавцу, что вы законны и готовы смириться с этим. К таким покупателям магазины относятся гораздо внимательнее – незаконный отказ обойдется им гораздо дороже.
Какие случаи не покрывает гарантия?
Гарантия на обувь из искусственной кожи, натуральной кожи, резины, ткани всегда одинакова и не зависит от материала, из которого сделана эта обувь. Это не относится к:
- за обувь, используемую с нарушением правил консервации, эксплуатации и сезонности;
- на обувь, отремонтированную покупателем по собственной инициативе, до подачи претензии продавцу;
- на обувь, дефекты которой появились после истечения гарантийного срока или причины, по которым они возникли после истечения этого срока.
Резюме
Реально ли добиться справедливости от продавца? Конечно! При достаточной настойчивости это намного проще, чем кажется. Не тратьте время на сомнительных консультантов и юристов – сразу идите к продавцу.
Если они откажутся, напишите и подайте жалобу. А если не поможет, ищите другие пути. Но при этом учитывайте гарантийный срок, тип обуви и фактор сезонности, действующий в вашем регионе.