Отмывание денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинству людей лучше всего известно из слухов и криминальных детективов. И действительно, что это такое и какую ответственность влечет за собой, мало кто понимает. Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие.
Концепция, история правоприменения
В упрощенной форме отмывание денег – это процедура создания видимости законности источника незаконных средств, полученных от преступной деятельности. То есть от теневых преступных сделок, таких как незаконный оборот наркотиков или торговля оружием.
Схемы коррупционного подкупа также требуют последующей легализации таких преступных доходов. Не исключаются из этого списка и другие виды доходов, полученных преступным путем.
В истории России практика отмывания денег представляет собой совершенно новый тип правоотношений, применение которых только зарождается, что в основном связано со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором юридический оборот больших средств в частном секторе это вообще было невозможно. Даже если бы преступный бизнес существовал.
И когда они поймали нелегальных советских миллионеров, чьи громкие дела стали яркими моментами в истории советской криминалистики, они обнаружили огромные суммы денег, спрятанные самым банальным образом в домашней мебели и посуде или где-то еще.
Вспомните знаменитый советский фильм «Прокиндиада или беги на месте» о том же человеке, который посреди ночи заказал такси на кладбище, чтобы обнаружить скрытую столицу, поддавшись разводу других мошенников.
Теперь больше нет необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Времена рыночной экономики давали возможность владеть крупными капиталами на законных основаниях без ущерба для законности их получения. И здесь возникает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и банк сообщает о них по запросу налоговых органов.
именно легализация преступных доходов в России и составляет суть этой преступной операции, которая теперь превратилась в форму криминальной индустрии. Намного больше опыта работы с другими странами с долгой историей развития бизнеса, такими как Соединенные Штаты, где этот термин возник в 1980-х годах.
Отмывание денег было сформулировано Комиссией по борьбе с организованной преступностью при президенте США, назвавшей это «отмыванием денег» – процессом, с помощью которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов. Затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы они выглядели законными.
Как видно из источника этой концепции, она возникла как следствие организованной преступности, то есть всей преступной деятельности, которая требовала соответствующей специальной финансовой системы для обращения средств для возможности бесплатного распоряжения ими.
Понятие легализации незаконных денег
Организованная преступность в этом секторе достигла таких масштабов, что вышла на международный уровень, требующий международно-правового регулирования мер по борьбе с ней. Это привело к тому, что Венская конвенция ООН 1988 г. «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» включала отдельную статью о легализации доходов от преступной деятельности.
В статье 3 документа под легализацией понималось:
- преобразование или передача права собственности, если известно, что такая собственность была получена в результате преступления или правонарушений, или в результате участия в таком преступлении или правонарушениях, с целью сокрытия или замаскировки незаконного источника собственности или в чтобы помочь любому лицу, причастному к совершению такого правонарушения или правонарушений, чтобы они могли избежать ответственности за свои действия;
- сокрытие или сокрытие истинного характера, происхождения, местонахождения, способа распоряжения, обращения, истинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность была получена в результате преступлений или правонарушений, в результате участие в таких преступлениях или правонарушениях;
- приобретение, владение или использование активов, если на момент их получения было известно, что такие активы были получены в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
- участие, соучастие или преступное сообщество с целью легализации доходов от вышеупомянутого преступления или преступлений, попытки совершения преступления или преступлений, а также содействие, содействие, содействие или консультирование в их совершении.
Впоследствии Конвенция Совета Европы n. 141 от 8 ноября 1990 г., который расширил отмывание «грязных» денег, рассматривая их не только как доходы от незаконного оборота наркотиков, но и другие виды преступной деятельности. В статье 6 этой конвенции приведены самые широкие примеры действий по легализации доходов от преступлений:
- правонарушения – предусмотренные уголовным законом;
- типичные преступления организованной преступности;
- преступления;
- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Впоследствии специальная финансовая комиссия по борьбе с отмыванием денег в Страсбурге дала расширенное определение отмывания денег, которое гласит:
“Отмывание денег и других активов – это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, различных преступлений или размещены, проданы или иным образом переданы через финансово-кредитную систему (банки, другие финансовые учреждения), или они приобретают (вместо них) другие активы, или иным образом используются в экономической деятельности и, следовательно, возвращаются владельцу в другом воспроизводимая форма для создания видимости законности полученного дохода, сокрытия лица, инициировавшего эти действия и (или) полученного дохода, а также незаконности источников этих средств”.
Юридическая квалификация по борьбе с отмыванием денег в России
За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность по статьям 174, 174 части 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых четко определено понятие состава преступления: «совершение финансовых и иных операций с денежными средствами или иными средствами» имущество, сознательно приобретенное другими лицами преступным путем, с целью придания законной формы собственности, пользования и распоряжения указанными денежными средствами или иным имуществом».
И то же самое, если это делает лицо, получившее преступные доходы. Существуют различные виды штрафов за отмывание денег, в зависимости от их размера и метода легализации.
Но ясно, что наибольшую общественную опасность представляют действия людей, совершенные организованной группой или в особо крупных размерах. То есть когда подобное отмывание денег превращается в самостоятельную преступную деятельность.
Превращение этого вида мошенничества в грязные деньги с целью его легализации привело к принятию отдельного закона по борьбе с ним. Федеральный закон № 115-ФЗ «О борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма» введены некоторые формы контроля за оборотом финансовых ресурсов, позволяющие выявлять отмывание денег и других активов сомнительное происхождение.
В качестве мер, направленных на борьбу с отмыванием денег, Закон предусматривает:
- организация и осуществление внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и других лиц о мерах, принимаемых для противодействия легализации (отмыванию денег) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о мерах взяты на замораживание (блокирование) денежных средств или иных активов, либо на приостановление операций, а также при отказе от исполнения распоряжения клиента о совершении операций, при отказе от заключения договора банковского счета (депозита), при закрытии банковского счета (декларирование) договоренности и их причины, о необходимости представления документов по причинам, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Были изобретены различные «хитроумные» схемы и методы отмывания денег. Эксперты ООН определяют схемы таких трех- и четырехэтапных операций. Трехэтапный заключается в первоначальном размещении грязных денег в финансовом секторе экономики (plasement).
И этот этап самый рискованный, потому что он включает в себя прекрасную возможность выявить отмывание денег. Размещение происходит в кредитных или коммерческих учреждениях. Затем происходит расслоение, т.е прямое отделение средств от источника их формирования путем проведения множества финансовых операций, затрудняющих установление источника их первоначального образования.
Интеграция – это этап окончательного перевода средств в законное владение бенефициара данных операций. В процессе интеграции средства возвращаются в экономику уже в виде обычных легальных средств, когда уже не возникает сомнений в их происхождении в банковском секторе.
Четырехэтапная модель более сложна и предусматривает сеть третьих лиц, через которую проходят средства для легитимации их происхождения, а также любого вывода за границу.
Также существует двухэтапная модель отмывания денег. Он самый простой, поскольку предусматривает лишь внесение незаконных средств в финансовый сектор и их легализацию.
Судебная практика
В целях оптимизации судебной практики Верховный Суд России принял постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 N 32.
В пункте 1 этого постановления Верховный Суд обратил внимание судов на тот факт, что объектом правонарушений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признаком отмывания денег, например, хищения, коррупции, а также денежные средства или другие товары, полученные в качестве материальной компенсации за преступление, например, за заказное убийство, или в качестве компенсации за продажу товаров, запрещенных к гражданскому обороту.
В то же время заключение суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174 (1) УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владение, пользование или распоряжение которым Правонарушитель пытается придать законный вид, наряду с другими материалами уголовного дела могут быть основаны:
- Обвинительный приговор по делу о совершении определенного преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
- Решение органа предварительного следствия или суда о прекращении производства по уголовному делу (уголовному преследованию) за совершение основного правонарушения в связи со смертью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, за недостижением лица возраст привлечения к уголовной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с примирением сторонам после акта амнистии, в связи с активным раскаянием, а также по причинам, предусмотренным статьей 25.1 или статьей 28.1 УПК РФ, если в материалах преступления присутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии наличие события и состава преступления, и орган предварительного расследования или судья дали им адекватную оценку.
- Постановление органа предварительного следствия о приостановлении расследования или предварительного следствия в связи с невозможностью установить при рассмотрении уголовного дела подозреваемого в совершении основного преступления, если в материалах уголовного дела присутствуют элементы Органу предварительного следствия даны доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава преступления, и соответствующая оценка.
Любые предположения в этом случае недопустимы. Сами по себе сомнения в законности денежных средств без установления их фактического преступного источника получения, который должен быть подтвержден указанными выше актами правосудия, не могут быть основанием для вывода об их отмывании и не должны приводить к уголовной ответственности.
Это очень ценное распоряжение Верховного суда Российской Федерации, которое ограничивает возможности правоохранительных органов использовать преследование по этой статье в качестве формы делового давления, которое могло бы распространиться без четких указаний со стороны части вышестоящего суда.
Однако это также не должно служить препятствием для борьбы с незаконной сферой отмывания преступных денег, в которой с учетом новых электронных финансовых инструментов возможности и способы осуществления таких действий становятся все более многочисленными. Это побудило пленум Верховного суда от 7 марта 2019 г изменить вышеупомянутую резолюцию, приравняв электронные деньги и виртуальные ресурсы (криптовалюты) к неденежным денежным активам).
И если раньше преступники могли легко проводить операции по отмыванию денег посредством транзакций с криптовалютами, биткойнами, то теперь это никоим образом не избавляет их от уголовной ответственности.
Мир меняется. По мере усложнения электронного денежного обращения изобретается все больше и больше способов легализации денег, полученных от преступных доходов. Это автоматически приводит к соответствующему изменению правоприменительной и судебной практики в подобных случаях.