Для исправления ошибок при начислении налогов граждане обращаются в налоговую службу по месту жительства. Куда и как подать жалобу на налоговую инспекцию (ИФНС)?
Срок получения налоговых уведомлений для многих оказывается неприятным сюрпризом: кому-то начислили налог на давно проданный автомобиль, кому-то не поступил налоговый вычет, а возможно, просто ошиблись при расчете налога сумма налога.
Все эти проблемы возникают из-за несовершенства налоговой службы и ошибок сотрудников ФНС. Но что делать, если IFTS игнорирует проблему или отказывается ее исправлять? Узнаем, где можно подать претензию в налоговую и как это правильно сделать.
Основания для составления жалобы
Жалобу на налоговый орган желательно подавать, если вы не согласны с его решениями или действиями, но сама инспекция отказывается устранять свои нарушения. Наиболее частые причины таких ситуаций:
- отказ в предоставлении налогового вычета;
- раскрыты персональные данные, полученные при обработке персональных данных;
- сумма налогов рассчитана неверно;
- отказ в получении или получении услуги в рабочее время;
- начисление пени по уже уплаченному налогу;
- расчет налога на недвижимость, больше не находящуюся в собственности.
При этом нарушение со стороны финансовой администрации может проявляться не только в незаконном отказе или ином действии, но и в бездействии, игнорировании поступивших заявлений.
Важно! Особенностью обжалования действий инспекции Федеральной налоговой службы является то, что его процедура регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации, а не Законом об обращениях граждан. Поэтому при подаче жалобы необходимо учитывать положения главы 19 Налогового кодекса РФ.
Куда жаловаться на налоговую?
Прежде чем подавать жалобу в ФНС России или другие госорганы, вам следует разобраться в ИФНС вашего округа. Достаточно сообщить об ошибке сотруднику по телефону или при личной встрече, и она будет исправлена и налоговую претензию писать не нужно. Если проблема не решена таким образом, необходимо подключить механизм правовой защиты.
Статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает следующий порядок обжалования действий и решений налогового органа:
- В вышестоящий налоговый орган
- В суде
Это означает, что вышестоящий налоговый орган всегда первым подает жалобу в налоговую инспекцию. Таким образом, у налогоплательщика есть выбор: продолжить обжалование в налоговой службе или подать иск.
В рамках самой налоговой службы
При выборе первого варианта жалоба на действия или бездействие налогового органа может последовательно подаваться в следующие органы:
- Районная инспекция Федеральной налоговой службы по месту жительства
- Управление Федеральной налоговой службы по региону
- Центральное управление Федеральной налоговой службы России
Подать жалобу в налоговую службу по месту жительства можно несколькими способами:
- Приходите лично. Для этого вам необходимо воспользоваться онлайн-сервисом записи на прием, где вы сможете записаться на прием в ближайшие 2 недели. Здесь вам нужно будет ввести свою личную и контактную информацию, выбрать прием, а также подходящую дату и время. На личной встрече вы можете попробовать обсудить ситуацию устно или подать апелляцию в письменной форме. Рекомендуем всегда составлять письменный документ, ведь если в ходе разговора с налоговым инспектором выясняется, что проблема не может быть решена на месте, вы можете сразу же отправить письменное обращение в офис на имя инспектора.Все письменные жалобы в налоговую службу должны быть составлены в двух экземплярах, чтобы на втором сотрудники ФНС подписали квитанцию о принятии документов.Важно! Даже для устного разговора с инспектором нужно правильно подготовить и задокументировать свои заявления. Например, если с вас взяли плату за машину, которая продавалась давно, вам необходимо предоставить документы, подтверждающие продажу этой машины.
- Позвонить. Контактные данные вашей ИФНС вы можете найти на официальном сайте госагентства.
- Отправьте письмо на адрес налоговой инспекции. Как и в случае личного обращения, к письму необходимо будет приложить копии всех документов, подтверждающих ваши доводы. Посылка должна быть оформлена заказным письмом с подтверждением получения и списком приложений, чтобы гарантировать получение и рассмотрение апелляции.
Примечание! Не отправляйте оригиналы документов в письме-жалобе – они могут быть потеряны. Фотокопий будет достаточно, чтобы налоговый орган принял решение. - Подайте жалобу онлайн в Инспекцию Федеральной налоговой службы. Для этого лучше использовать личный кабинет налогоплательщика, если вы в нем зарегистрированы. Вы также можете использовать общедоступную электронную форму жалобы и подать жалобу в инспекцию Федеральной налоговой службы через сайт.
Также есть несколько вариантов подачи жалобы в региональное управление ФНС и центральный аппарат. Контакты этих структур можно найти на сайте ФНС.
Кроме того, с центральным аппаратом Федеральной налоговой службы можно связаться во время предварительного обращения через Службу госуслуг.
В суд
Жалобы физических лиц в большинстве своем решаются в самой налоговой инспекции и редко доходят до суда. Однако, если спор не может быть разрешен, а тем более, если есть финансовый спор, например, о удержании, вы можете обратиться в суд по ходу дела.
Чтобы подать апелляцию в суд, необходимо:
- Платите государственную пошлину. За жалобу на действия и решения органа размер госпошлины составляет 300 рублей. При обращении за взысканием денежных средств государственная пошлина рассчитывается исходя из суммы требований в соответствии с правилами статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Пенсионеры, инвалиды I и II групп освобождены от уплаты государственной пошлины. К претензионному заявлению прилагается квитанция об оплате.
- Если заявление подается в бумажной форме, вы должны распечатать заявления с копиями заявлений в зависимости от количества лиц, участвующих в деле: для вас, налоговой инспекции и суда.
- Снять копию заявления ответчика по почте вместе с приложениями и отправить в Федеральную инспекцию налоговой службы заказным письмом с уведомлением о вручении. К заявке в суд также необходимо приложить товарную квитанцию.
- Подайте заявление в суд. Это можно сделать тремя способами:
- зайти в реестр и лично доставить документы. Затем секретарь отметит квитанцию на вашем экземпляре и примет жалобу со всеми приложениями;
- отправить жалобу заказным письмом;
- использовать телематическую систему GAS Giustizia и отправлять документы в электронном виде в формате PDF. Для этого требуется авторизация через ESIA.
Срок рассмотрения дела в первой инстанции составляет примерно два месяца. При подаче апелляционной и кассационной жалобы спор может затянуться на срок до одного года.
В прокуратуру
Незаконные действия или решения любого государственного органа могут быть обжалованы в прокуратуре Российской Федерации. Налоговая инспекция не исключение.
Однако жалоба в прокуратуру на налоговую инспекцию не может заменить обращение в саму налоговую службу, поэтому есть смысл подать ходатайство в этот надзорный орган, если другие способы решения проблемы с налоговым инспектором исчерпаны.
Как составить жалобу?
Жалоба оформляется письменно в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральной налоговой службой. Так, согласно статье 139.2 Налогового кодекса РФ отчет должен содержать:
- личные данные заявителя: имя и адрес;
- суть обращения: какие действия или решения налогового органа обжалуются, ФИО должностного лица, реквизиты нормативных актов и так далее;
- доказательства своих утверждений: по каким причинам заявитель считает такие действия и / или решения не соответствующими закону, подтверждающие документы;
- как получить решение по жалобе: на бумажном носителе по почте, в электронном виде по электронной почте или через личный кабинет налогоплательщика;
- подпись кандидата.
К жалобе прилагаются все документы, на которые ссылается заявитель. При этом в обращении не должно быть оскорблений или пошлости, иначе его можно оставить без рассмотрения.
Рекомендации:
-
- Претензии в жалобе должны быть обоснованы, например, подтверждены соответствующими документами и ссылками на правовые нормы. Здесь все во многом зависит от обстоятельств в каждой конкретной ситуации, поэтому лучше всего обратиться за консультацией к юристу.
- При написании необходимо придерживаться фирменного стиля изложения, лаконично и лаконично описывать обстоятельства подачи жалобы на налоговый орган, соблюдать хронологический порядок.
- лучше не отклоняться от темы выступления, не делать лирических отступлений и исключать эмоциональную составляющую.
Учитывая вышесказанное, при составлении необходимо придерживаться следующего порядка:
-
-
- Заголовок документа располагается в правом верхнем углу листа (если документ бумажный). Указана информация о государственном органе-бенефициаре и заявителе. Если вы хотите получить ответ, анонимно подать жалобу в налоговую инспекцию не получится, так как она не будет принята к рассмотрению.
- Суть жалобы на налоговую: какие действия и решения будут обжалованы, по каким основаниям.
- В заключительной части перечислены конкретные запросы в государственный орган: отменить решение налогового органа, вернуть налоговый вычет и т.д.
- Список документов-приложений.
- Дата и подпись.
-
Как должна выглядеть жалоба, можно увидеть на примере нашего образца.
Сроки и порядок подачи и рассмотрения жалобы налоговым органом
Согласно статье 139 Налогового кодекса Российской Федерации у налогоплательщика есть 1 год для обжалования действий и решений Инспекции ФНС в региональное управление ФНС. Решение, принятое региональным отделением, может быть обжаловано в центральном аппарате Федеральной налоговой службы в течение 3 месяцев.
Важно! Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через районную ФНС, действия которой обжалуются.
По результатам рассмотрения жалобы налоговый орган принимает одно из следующих решений:
-
-
- отказывается удовлетворить жалобу;
- отменяет решение Федеральной налоговой инспекции полностью или частично;
- принимает новое решение по делу взамен отмененного;
- признает действия налогового инспектора неправомерными.
-
В зависимости от предмета поданной жалобы ее рассмотрение занимает от 15 до 30 дней. О статусе рассмотрения жалобы вы можете узнать на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
-
-
- Действия и решения налоговой службы или должностных лиц первоначально могут быть обжалованы только в вышестоящем налоговом органе. Когда возможности разрешения спора в налоговой службе исчерпаны, следует обратиться в прокуратуру или суд.
- Как правило, проблему можно решить, обратившись с жалобой в налоговую, но в некоторых случаях все же придется обращаться в суд с жалобой.
- Обжалование налоговых решений – довольно трудоемкий процесс сбора документов, выбора правовой базы и составления апелляций. Лучше всего доверить эти действия юристу с опытом работы в налоговом праве.
- претензию лучше всего подавать с помощью электронной формы на официальном сайте ФНС. Это сэкономит время и гарантирует, что жалоба будет доставлена получателю.
-