Управляющие компании лицензируются государством, но некоторые из них продолжают игнорировать условия договоров с жильцами и некачественно исполнять обязанности перед ними. Разбираемся, к кому обращаться в случае, когда работа УК вас не устраивает и как пожаловаться.
Что такое управляющие компании
Управляющие компании занимаются обслуживанием многоквартирных домов и предоставляют жителям коммунальные услуги. В их обязанности входит целый ряд функций: это работы по ремонту крыши, очистка кровли от снега и наледи зимой, ремонт систем коммуникаций, прочистка канализации, подготовка к отопительному сезону, обслуживание лифтового оборудования. Также они обязаны следить за подъездом: проводить уборку, контролировать освещение, делать ремонт и благоустройство.
В обязанности УК входит и содержание придомовой территории: уборка двора, уход за деревьями, вывоз мусора.
Нередко возникают споры между собственниками квартир и управляющей компанией на тему проведения дезинфекционных мероприятий, то есть обработки подъездов и подвалов от насекомых и грызунов. Если речь идет об общем имуществе, то это должна делать УК, а если о квартире – то собственник.
К общему домовому имуществу относится лестничная площадка, а также вся общая территория дома – буквально до дверей квартир. Собственники в свою очередь обязаны бережно относиться к общему имуществу и вовремя оплачивать коммунальные услуги.
Сегодня, к сожалению, УК нередко пренебрегают своими обязанностями. Некоторые могут завышать тарифы, а иногда даже намеренно доводить себя до банкротства. В таких ситуациях жителям нужно защищать свои права и добиваться справедливости.
Основания для жалобы
Список нарушений достаточно большой, но мы привели самые распространенные, а вообще жаловаться можно на любые нарушения со стороны УК. Чаще всего допускаются следующие нарушения:
- Коммунальные услуги подаются с перерывами или они плохого качества (ржавая вода, холодные батареи, перепады сети);
- Игнорирование требований об устранении неисправностей коммуникаций и устранения нарушений;
- Отказ от вывоза мусора;
- Ремонт выполненные некачественно;
- Не выполнение или ненадлежащее выполнение условий договора по управлению домом;
- Неправильное начисление оплаты по коммунальным услугам;
- Отсутствие подготовки дома к подаче коммунальных услуг, например, отсутствие подготовки к отопительному сезону;
Если вы наблюдаете в своем подъезде полную разруху, а точнее облупившуюся штукатурку через которую видно кирпичи, треснувшие ступеньки, отсутствие освещения, то это уже повод обратиться с жалобой в УК. Так же причиной для жалобы может стать не работающий лифт, или забитый мусоропровод, отсутствие горячей воды, отопления, или недостаточное отопление.
Форма составления
Для того, чтобы претензия была рассмотрена компетентным органом, писать жалобу на управляющую компанию следует с учетом требований, которые предъявляются к оформлению и содержанию этого документа. В первую очередь, она должна иметь письменный вид. Как ранее было сказано, при обращении в некоторые государственные органы необходимо соблюдать очередность обращений, иначе жалоба ими рассмотрена не будет.
Составляемый документ всегда должен иметь сведения о лице, которое её подает. В случае, когда речь идет о коллективных жалобах, то в документе должны быть указаны персональные данные, каждого заявителя.
Документ должен быть составлен без исправлений, зачеркиваний или сокращений.
При описании нарушения, рекомендуется ссылаться на конкретную норму действующего законодательства. При необходимости, к жалобе или заявлению следует прикладывать иные документы, свидетельствующие о нарушении требований закона управляющей компанией. В конце документа должна быть поставлена дата составления, а также подпись заявителя или заявителей.
Куда жалуются граждане на УК
Перечислим все организации, куда могут пожаловаться жильцы, если работа УК ими признана неэффективной, противоречащей интересам собственников и закону:
- Руководителю УК.
- В государственную жилищную инспекцию.
- В Роспотребнадзор.
- В прокуратуру.
- В суд.
Рассмотрим процедуру обращения в каждую из этих организаций в отдельности.
Руководство УК
Как это не странно звучит, но если ситуация не требует немедленного вмешательства, то лучше всегда начинать с письменного заявления в управляющую компанию. Если диспетчер не хочет делать работу – это не значит, что ее не захочет делать начальник участка или директор. Потом, письменное обращение стимулирует людей лучше устного.
По закону УК должна ответить на Ваше обращение не позже 10 рабочих дней. Я бы еще дал дня три на почту. Если ответа не последовало или он вас не устроил – идите пожаловаться в госорганы, не забыв приложить свое заявление в УК и ее ответ. Все заявления готовите в двух экземплярах – для лица, куда подаете жалобу и для себя, где должна быть поставлена отметка о принятии.
Жалоба в ГЖИ
В поисках жильцами вариантов, куда пожаловаться на управляющую компанию, нередко обращаются непосредственно в Жилищную Инспекцию. Это ведомство уполномочено на работу с заявлениями граждан, которых не устраивает обслуживание со стороны выбранной компании.
Жалоба составляется в двух экземплярах, один из которых остается на руках у заявителя. После получения заявления представители инспекции проводят проверку на предмет нарушений условий договора. Например, если управляющая компания не осуществляет необходимый ремонт общей домовой собственности, а это предписано условиями соглашения.
Представители инспекции по итогам проверки направляют в адрес УК указания с нарушениями и требованиями их исправить в определенный срок, а адресату жалобы – копию итогов проверки. Жилищная инспекция рассматривает все обращения граждан, чьи права были нарушены управляющей компанией.
Роспотребнадзор
Пожаловаться в Роспотребнадзор (местный отдел) можно по тем же принципам, что и в ГЖИ. Однако для этого письма закон предусмотрел несколько особенностей:
- Обратиться вправе только потребитель коммунальных услуг. Поэтому в тексте следует указать, что автор им является, и сослаться на закон «О защите прав потребителей».
- Если прежде человек не направлял претензию коммунальщикам, специалисты не вправе выехать на место и провести проверку. Так что стоит сразу же приложить к бумаге копии всей имеющейся переписки с управляющей организацией.
В остальном содержание обращений в ГЖИ и Роспотребнадзор идентичны.
Не возбраняется писать в оба ведомства одновременно. По окончании проверочных мероприятий автор обращения по заявлению вправе ознакомиться с материалами проверки. Если результаты его не удовлетворят, он вправе обжаловать ответы вышестоящим руководителям соответствующих государственных органов, в прокуратуру и в судебном порядке.
Прокуратура
Органы прокуратуры осуществляют надзор за любыми случаями нарушения закона – в том числе, и в сфере ЖКХ. В прокуратуру, например, можно обратиться с жалобой или заявлением по поводу ошибок в квитанциях.
В процессе проверки по обращению граждан прокуратура имеет право направлять в адрес управляющей компании предписание об устранении нарушений закона. Данные требования подлежат обязательному исполнению.
Обращение в Прокуратуру и ее территориальные органы может быть направлено по почте, электронной почтой, а также документ можно принести и оставить в ящике для заявлений и обращений. Либо подать жалобу на личном приеме.
Есть у прокуратуры РТ и своя интернет-приемная, куда можно написать жалобу онлайн. В течение месяца со дня регистрации в органах прокуратуры ваше обращение должно быть разрешено. А если жалоба не требует дополнительного изучения и проверки – и того меньше: до 15 дней.
Жалоба в суд
Выяснив, по каким поводам и кому пожаловаться на управляющую компанию, можно обратиться в судебные органы. Процессуальные нормы позволяют жильцам после досудебного урегулирования вопроса или неудовлетворительного результата проверки написать исковое заявление. Суд рассмотрит обращение, если дело касается материальных требований, и необходимо уточнить размер компенсации за причиненный ущерб жильцам или имуществу собственников. Например, не спиленное вовремя ветхое дерево или плохо закрепленный столб упали на автомобиль, плохо убранный снег или покрытая льдом дорожка у дома повлекли травмы жителей.
Требования к содержанию иска перечислены в статье 131 ГПК РФ, согласно которой он должен содержать:
- наименование и полные реквизиты суда, истца и ответчика, в том числе их местонахождение;
- суть излагаемых требований – описание нарушения прав или интересов истца;
- доказательства обоснования искового заявления и обстоятельства дела;
- денежные требования и их обоснование;
- перечисление государственных органов, куда обращался истец в порядке досудебного урегулирования;
- необходимые дополнительные документы и их перечисление.
Иск должен быть принят в производство спустя пять дней после подачи либо возвращен заявителю с требованием устранить нарушения при его подаче. Исполнение решений суда происходит либо добровольно, либо с участие судебных приставов.
Подача онлайн жалобы на УК
Есть два способа удаленно пожаловаться на управляющую компанию. Первый – переход на официальный сайт УК, второй – подготовка заявления на портале Госуслуги. Так, независимо от того, в какой способ осуществляется направление заявления, предстоит пройти следующие шаги:
- авторизация на сайте Госуслуги (если прохождение предварительной регистрации не требуется, то сразу начинается оформление обращения);
- заполнение всех предложенных полей (на русском языке в соответствии с рекомендациями);
- подробно писать суть проблемы и выявленных нарушений, а также свои требования;
- подгрузка отсканированных копий всех доказательных материалов;
- проверка отображенных сведений и подтверждение отправки заявления;
- выбор способа, которым УК должна сообщить о проведенных мероприятиях и принятых по обращению мерах.
Подача жалобы: полезные советы
- Жалоба в управляющую компанию составляется в двух экземплярах. Это обусловлено тем, что часто управляющие компании выполняют только часть заявленных требований, аргументируя это отсутствием других указанных требований (второй экземпляр служит доказательством первоначального вида жалобы).
- Заявитель должен зарегистрировать два экземпляра жалобы в офисе управляющей компании. Если секретарь отказывается регистрировать жалобу, можно ее отправить на адрес управляющей компании заказным письмо с уведомлением о получении. Такое уведомление будет служить доказательством получения жалобы управляющей компанией.
- Заявители должны помнить, что принести результат может только письменная жалоба, поскольку звонки в диспетчерскую и аварийную службу, как правило, игнорируются.
- Жалоба не должна содержать нецензурную лексику и жаргонизмы, агрессивные высказывания. Как правило, такие обращения не рассматриваются.
К сожалению, жалобы в управляющую компанию являются достаточно частым явлением. Множество подобных организаций за полученную от жильцов плату не осуществляют уборку территории, игнорируют неисправность электрической и газовой системы. Однако граждане не должны ограничиваться жалобами в управляющие компании и использовать другие пути защиты: пожаловаться в арбитражный суд и жилищную инспекцию.