Вы хотите вести бизнес легально? Для этого необходимо получить статус индивидуального предпринимателя или создать новое юридическое лицо. Самостоятельная регистрация ИП: сроки, процедура и условия. Если вы приняли такое решение, вам необходимо подготовить документы и пройти процедуру регистрации в налоговой инспекции.
Несмотря на относительную простоту оформления, при оформлении документов следует учитывать множество нюансов. В нашей статье мы расскажем, как самостоятельно получить статус ИП и что нужно учитывать на каждом этапе регистрации.
Самостоятельная регистрация ИП
Предпринимательство направлено на получение дохода во всех областях бизнеса, которые не запрещены законом. В качестве индивидуального предпринимателя может зарегистрироваться только гражданин РФ: присвоение этого статуса юридическому лицу не допускается, а иностранцу потребуется разрешение на работу (рабочая виза).
Во-первых, нужно тщательно взвесить все достоинства и недостатки ИП. В некоторых случаях открытие новой компании будет эффективнее и удобнее для будущей работы. К основным преимуществам можно отнести:
- упрощенная процедура регистрации и открытия документов: нет необходимости формировать уставный капитал, декларировать юридический адрес, проводить собрания участников и разрабатывать учредительные документы;
- широкий спектр налоговых режимов и упрощенный порядок отчетности;
- меньший размер административной ответственности за возможные нарушения при ведении бизнеса;
- льготный порядок расчета и уплаты страховых взносов, в том числе в отношении нанятого персонала.
Примечание! Только для индивидуальных предпринимателей законодатель предусмотрел данный режим налогообложения в виде патента. Кроме того, выбор налоговых режимов шире, чем для любой формы бизнеса и организации.
Также необходимо учитывать негативные последствия наличия статуса индивидуального предпринимателя.
В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели несут ответственность по долгам всем своим имуществом. Проблемы в бизнесе грозят взысканием долгов через суд или банкротством – можно потерять деньги и квартиру, чтобы расплатиться с кредиторами.
Отметим и другие недостатки и ограничения:
- некоторые направления бизнеса доступны только юридическим лицам (например, предпринимателям запрещено продавать алкоголь);
- даже при нулевом обороте остается обязательство по уплате страховых взносов (компания должна подавать жалобы, но в такой ситуации платить не будет);
- сложность с кредитами: большинство банков не рискуют размещать заемные средства;
- этот статус связан с вами лично, его нельзя продать или присвоить другим людям (продажа юридического лица возможна разными способами).
На этапе принятия решения об открытии ИП необходимо заранее уточнить особенности налогообложения. Например, режим ЕНВД отличается простотой отчетности и пониженными ставками, но доступен не для всех направлений торговли.
Для подачи заявления на ИП в 2017-2018 годах необходимо обратиться в территориальное отделение Инспекции Федеральной налоговой службы по месту жительства. Закон также разрешает составление и представление документов через представителя с доверенностью, которая должна быть нотариально удостоверена.
Перед тем, как зарегистрировать ИП в налоговой инспекции, взвесьте все «за» и «против.
Необходимые документы
Для регистрации вам потребуются следующие документы:
- приложение – содержит ваши личные данные, паспортные и контактные данные, а также перечень основных и дополнительных действий;
- общегражданский паспорт (необходимо убедиться, что паспорт действителен, так как досрочная замена этого документа приведет к отказу в регистрации и штрафу);
- уведомление о выбранном налоговом режиме (в дальнейшем возможно многократное изменение схемы уплаты налогов путем оформления нового уведомления);
- платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.
Примечание! Если вы гражданин другой страны, при обращении в инспекцию Федеральной налоговой службы необходимо приложить разрешение на работу. Это позволит вам вести бизнес только в одном регионе.
При выборе одного из налоговых режимов следует учитывать следующие нюансы:
- для индивидуальных предпринимателей действуют налоговые режимы ОСНО, ЕНВД, ПСН, упрощенная система налогообложения (СТС-Доходы и СТС-Расходы);
- выбор возможной схемы – ваше самостоятельное решение, и, если ни одна из них не указана, по умолчанию используется ОСНО;
- если вы занимаетесь разными видами бизнеса, Налоговый кодекс Российской Федерации разрешает использование разных налоговых схем (например, ЕНВД может использоваться только для ограниченного перечня услуг, а другие виды бизнеса могут учитываться в соответствии с ОСНО).
Чтобы заранее просчитать все плюсы и минусы отчетности и налогообложения, необходимо проконсультироваться с юристом или профессиональным бухгалтером.
Заявление на регистрацию ИП
Правильность заполнения заявки имеет принципиальное значение для регистрации и последующих действий. Для регистрации предпринимателей используется форма по форме P21001, которую можно оформить следующими способами:
- самостоятельно вручную или с помощью компьютера;
- в электронном формате на сайте Федеральной инспекции налоговой службы;
- если у вас есть электронно-цифровая подпись и вы имеете доступ к онлайн-сервисам ФНС, вы можете скачать программное обеспечение для заполнения любых регистрационных форм (специализированные организации могут предоставить эту услугу будущему предпринимателю);
- на официальном портале госуслуг – для этого вам понадобится верифицированный аккаунт и электронная подпись (при отсутствии ЭЦП можно записаться на прием к инспектору ФНС).
Если вы лично подаете заявление в налоговую, нотариально заверять его не нужно – просто поставьте на нем свою подпись. Если документы подаются по почте или через представителя, требуется нотариальное заверение.
Базовая форма Р21001 состоит из четырех листов, каждый из которых должен быть подписан заявителем:
- Лист 001 включает личную информацию заявителя;
- Лист 002 содержит реквизиты паспорта и данные о месте жительства;
- Лист А заполняется путем добавления кодов экономической деятельности;
- Лист Б содержит информацию о заявителе (соискателе статуса индивидуального предпринимателя или его представителе).
Если составление персональных данных в форме P21001 не вызовет особых затруднений, могут возникнуть трудности с выбором планируемых мероприятий. Некоторые типы доступны только для зарегистрированного бизнеса (частная охрана, продажа алкоголя, банковское дело и т.д.).
Кроме того, среди доступных направлений бизнеса нужно выделить основные и дополнительные. Для этого примите во внимание следующие правила:
- в форме P21001 позволяет указать основной вид деятельности, в дальнейшем такие ограничения не устанавливаются;
- в процессе работы индивидуальный предприниматель может вносить изменения в свой список неограниченное количество раз: менять основной вид, интегрировать или исключать дополнительные;
- запрещается осуществлять деятельность, не указанную в реестре USRIP. Отсутствие обращения в налоговую инспекцию для изменения этого показателя приведет к наложению штрафа (на практике такой штраф применяется редко).
Желательно указать максимально возможный перечень активов в форме R21001, так как это не повлияет на срок регистрации и размер госпошлины. Каждому типу присвоен код ОКВЭД, руководствуйтесь данным руководством при заполнении данной формы.
Убедитесь, что все элементы вопроса заполнены правильно. В противном случае отказа в регистрации ИП не избежать.
По некоторым видам деятельности необходимо предоставить дополнительную документацию. Например, для оказания педагогических или образовательных услуг справка об отсутствии судимости должна быть представлена в налоговый орган.
Сколько стоит
Размер комиссии, подлежащей перечислению за регистрацию ИП, составляет 800 рублей. Эта сумма должна быть оплачена до обращения в Налоговое управление с приложением оригинала платежного документа к заявлению. Дополнительно в регистрационный взнос могут входить следующие расходы:
- расходы на оформление нотариальной доверенности – около 1-2 тысяч рублей;
- заверение в нотариальной конторе формы P21001 – размер расходов будет зависеть от нотариального сбора, который варьируется в зависимости от региона;
- оплата услуг представителя, если гражданин выбрал данный вариант регистрации.
Самостоятельная регистрация ИП обойдется вам в 5-6 тысяч рублей.
Подача документов на регистрацию ИП
Документы можно подать одним из следующих способов:
- лично или через представителя в территориальном управлении налоговой инспекции;
- с использованием официального портала Госуслуг при наличии электронной цифровой подписи;
- через телематическую службу сайта ИФНС;
- через систему многофункциональных центров;
- через нотариуса (данная опция позволяет избежать визита в налоговый орган, документы отправляются по электронным каналам связи).
При предъявлении документов в налоговый орган заявителю выдается квитанция с указанием перечня представленных форм, а также даты выдачи справки. Квитанция потребуется для получения выписки из ЕНВД и сертификата после завершения этапов регистрации.
Ошибку, обнаруженную в документах, можно исправить в присутствии налогового инспектора.
Последствия занятий предпринимательской деятельностью без регистрации
Получение статуса индивидуального предпринимателя связано с материальными затратами. Желание сэкономить на налогах чревато следующими последствиями:
- принятие на себя административной ответственности согласно ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без регистрации: нарушителю грозит штраф от 500 до 2000 рублей (штраф будет налагаться после каждого нарушения);
- уголовное наказание по ст. 171 УК РФ будет применяться в случае причинения серьезного ущерба третьим лицам или государству, а также при извлечении незаконных доходов в крупном размере (не менее 1,5 млн рублей);
- гражданская ответственность – мировые соглашения приравниваются к ведению бизнеса.
Не забывайте о пенсионных взносах – за счет уплаченных взносов подтверждается страховой стаж предпринимателя. Индивидуальный предприниматель без регистрации не сможет включить такие периоды деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.
Освободив ИП, вы обязаны платить налоги и комиссии. В противном случае вам грозит крупный штраф.
Учитывая простоту и относительно невысокую стоимость официального открытия индивидуального предпринимателя, стоит зарегистрироваться и вести бизнес легально.
Получаем свидетельство о регистрации
Налоговый учет индивидуальных предпринимателей длится не более трех рабочих дней (в 2016 году срок проверки документов сокращен на два дня).
В срок, указанный в квитанции, необходимо обратиться в орган инспекции Федеральной налоговой службы, проводивший регистрационные действия. Новому предпринимателю будут выданы следующие документы:
- извлечено из ЕГРИП;
- свидетельство о регистрации;
- справка CIF (если гражданин ранее не состоял на учете в налоговых органах).
Примечание! Во внебюджетные фонды обращаться не нужно. Эту функцию выполняет налоговый орган, который самостоятельно отправит всю информацию.
Выдача справки и выписок из ЕНВД дает возможность легально вести предпринимательскую деятельность. В зависимости от условий такой деятельности и вашего желания могут потребоваться следующие дополнительные действия:
- открытие счетов в банковских учреждениях – необязательно сообщать налоговую инспекцию об открытии счетов, банк должен отправить эту информацию сам;
- получить печать – можно работать легально, не получая ее;
- наем персонала – потребуется дополнительная отчетность по страхованию и отчислениям на социальное страхование;
- арендовать офис или производственное помещение – вы имеете право работать без офиса, а его юридический адрес может быть вашим постоянным или временным местом жительства;
- получать лицензии, разрешения СРО и другие разрешения, если это необходимо для определенных видов деятельности (например, строительные работы могут выполняться только с согласия СРО).
Присвоение статуса ИП записывается в регистр статуса. Регистрация может быть отменена только после прекращения деятельности.
На этом процедура регистрации считается завершенной, и в новом состоянии можно осуществлять деятельность на законных основаниях.