Принципал и бенефициар в банковской гарантии

Для защиты интересов сторон сделки может быть несколько вариантов обеспечения обязательств, в том числе банковская гарантия. Что значит поручитель или бенефициар по банковской гарантии и его отличие от принципала. В чем суть банковской гарантии?

Что означает бенефициар банковской гарантии и его отличие от принципала

По условиям гарантии не только контрагент, но и банковское учреждение будут нести ответственность за ненадлежащее исполнение сделки. В этой статье мы проанализируем, кто является принципалом и бенефициаром банковской гарантии и как определяется объем их прав и обязанностей.

Принципал и бенефициар

При проведении гражданских операций стороны полагаются на добросовестность другой стороны и должное соблюдение условий контракта. Однако для дальнейшей защиты интересов могут применяться различные методы обеспечения обязательств, в том числе гарантия от банковского учреждения. Смысл этого дополнительного документа следующий:

  • за счет третьего лица (банка) подрядчик или поставщик может гарантировать заказчику или покупателю исполнение контракта – для этого в содержании гарантии устанавливается размер финансовых обязательств;
  • в зависимости от содержания основного договора и гарантии клиент может обратиться за компенсацией напрямую в банк или путем предварительного обращения с жалобой партнеру по сделке;
  • банк может предъявить претензию контрагенту, по которому сумма была уплачена в качестве гарантии.

Примечание! Для участия в государственных или муниципальных тендерах обязательно предоставляется банковская гарантия. Для этого участник тендера может лично связаться с банком или воспользоваться предложениями на электронных площадках.

Использование банковской гарантии не означает, что подрядчик или поставщик в рамках сделки может отказаться от своих обязательств.

Целью выпуска ценной бумаги является только обеспечение обязательства, а не его исполнение для другого лица. Как правило, размер гарантии соответствует стоимости объекта контракта и для участия в тендере должен также предусматривать уплату штрафных санкций.

Следующие субъекты участвуют в создании банковской гарантии для обеспечения обязательств:

  • исполнитель или поставщик по сделке – принципал, для которого банковская гарантия является дополнительным способом обеспечения обязательств;
  • бенефициар – клиент или покупатель, которому банковская гарантия гарантирует исполнение обязательства;
  • гарант – банк или кредитное учреждение, которое выдает гарантию и обязано выплатить деньги бенефициару на определенных условиях.

Определения гаранта, принципала и выгодоприобретателя по сделке, а также совокупность их прав и обязанностей содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Инициатором выдачи гарантии является принципал, заинтересованный в заключении договора на поставку товаров или услуг либо в формировании документации заявки.

Мы рассматриваем объем прав и обязанностей, которые могут иметь гарант, принципал и бенефициар, и какие условия может предоставить гарантийное обязательство.

Чем бенефициар отличается от принципала?

Проводя параллели между обычной гражданской сделкой и содержанием банковской гарантии, можно провести различие между принципалом и бенефициаром следующим образом:

  • бенефициаром гарантии является кредитор поставщика или исполнителя, т.е именно он может требовать соблюдения условий контракта или предъявлять претензии к гаранту;
  • принципал является исполнителем или поставщиком сделки и в случае нарушения условий договора становится должником;
  • принципал и бенефициар связаны основным договором – при надлежащем выполнении его условий обращение к гаранту может не потребоваться.

Наличие гарантии, предоставленной бенефициару, не означает, что он сможет ею воспользоваться. Содержание гарантии определяет условия, при которых банк обязуется выполнить обязательство по принципалу.

Например, при наличии безусловной гарантии банк будет обязан выплатить полную сумму обязательства, даже если аналогичное требование не было предъявлено к нарушителю сделки, например, к принципалу.

Основным получателем банковской гарантии является получатель. В любом случае вы можете получить причитающуюся сумму залога – за счет контрагента по сделке или связавшись с банком.

Причины отказа от выполнения гарантийного обязательства могут быть связаны только с существенными нарушениями принципалом (например, представление заведомо ложной информации о сути сделки и размере первоначальных обязательств).

Сумма гарантии может быть меньше общей стоимости объекта сделки: в таких случаях допустимо использование более одного метода гарантии или двух или более гарантий от разных банков. Принципиальное значение будет иметь решение бенефициара, в интересах которого выдается гарантия.

Что такое гарантийное обязательство

Банковская гарантия служит средством обеспечения залога в рамках сделки. Однако правоотношения, связанные с участием банка, можно рассматривать как автономное обязательство. Преимущества этой формы обязательств заключаются в следующем:

  • принципал избавляет от необходимости переводить свои средства в залог или залог;
  • банковская гарантия может быть использована для нескольких сделок одновременно (это правило особенно важно для обычных и профессиональных участников торгов);
  • банк проверяет надежность принципала и может отказать в выдаче гарантии – это снимает риски для поручителя;
  • для обеспечения обязательств других лиц в форме гарантии банк получает денежное вознаграждение за счет принципала (в фиксированной сумме или в процентах от суммы гарантийного обязательства).

Примечание! В содержании гарантии должны быть указаны условия, при которых бенефициар может предъявлять претензии банку. Такие положения могут существенно повлиять на размер вознаграждения в пользу банковского учреждения.

Гарантия контрагента, особенно если банк является одним из лидеров кредитного сектора, дает преимущество перед конкурентами. Однако для его получения необходимо соблюдение ряда требований:

  • большинство банковских учреждений отказываются сотрудничать с компанией, зарегистрированной в реестре недобросовестных поставщиков;
  • выдача гарантий осуществляется в определенных сферах деятельности – например, если у компании в перечне видов деятельности по Единому реестру юридических лиц только торговля сельскохозяйственной продукцией, ни один банк не выдаст ее с гарантией на строительство зданий и сооружений;
  • также будет проверяться размер уставного капитала компании, состав ее финансовых активов и пассивов: для ООО с минимальным уставным капиталом сложно рассчитывать на гарантию в сотни миллионов рублей;
  • на возможность получения гарантии на наиболее выгодных условиях влияет продолжительность работы компании на рынке – для компании-однодневки в гарантии может быть отказано без объяснения причин.

Выданная гарантия является безотзывной, т.е банк не может ее аннулировать в одностороннем порядке. Исключения из этого правила содержатся в законе (например, если компания предоставила поддельные документы для получения гарантии).

Информация о выданных гарантиях регистрируется в реестре Минфина РФ и может быть проверена бенефициаром на этапе заключения договора.

Причины предъявления требований к гаранту – нарушение договора принципалом. Бенефициар, являясь кредитором принципала, может потребовать компенсацию ущерба и уплату штрафов в соответствии с условиями операции и банковской гарантией.

В зависимости от содержания этих документов гарантия может осуществляться следующим образом:

  • если выдана безусловная гарантия, бенефициар может выбрать вариант компенсации убытков из-за нарушения договора – есть возможность требовать компенсацию как от должника, так и от банка;
  • гарантия может содержать условие, при котором банк обязуется возместить убытки – например, если убытки из-за нарушения договора превышают определенную сумму;
  • для исполнения гарантийного обязательства банку предоставляются документы, подтверждающие нарушение сделки и размер причиненных убытков.

Двойная компенсация ущерба и штрафы не допускаются. Такие действия бенефициара будут считаться нарушением закона, а поручитель и / или принципал могут вернуть сумму незаконно выплаченной компенсации.

Права и обязанности гаранта, принципала и бенефициара

Объем прав и обязанностей участников банковской гарантии определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и содержанием документа. Мы выделяем ключевые моменты, которые определяют степень полномочий каждой стороны:

  • банк (гарант) обязуется выплатить компенсацию в размере и на условиях, указанных в гарантии, после чего он получает право требовать компенсацию от принципала;
  • принципал обязуется выплатить банку вознаграждение в момент выдачи гарантии, а также соблюдать условия основной сделки;
  • получатель вправе подать заявление о возмещении убытков принципалу и / или банку, а также обязуется предоставить полный комплект документов, подтверждающих нарушение договора.

Банк вправе отказать в оплате, если представленные документы не подтверждают факт нарушения, неоправданно завышают размер убытков или содержат недостоверную информацию. Если такие факты будут выявлены после перевода средств по гарантии, компенсация может быть взыскана бенефициаром в судебном порядке.

Права и обязанности поручителя, принципала и бенефициара не могут быть изменены в одностороннем порядке после выдачи гарантийного обязательства. Гарантия может быть отозвана в случае существенного нарушения или отмены исходной транзакции.

Если гарантия выдается на неопределенное количество операций, принципал вправе самостоятельно решать, в каких случаях предъявлять документ для исполнения договора.

Резюме

Согласно банковской гарантии, бенефициаром будет получатель средств, то есть клиент или покупатель по основному контракту. Страховая компенсация причитается, если принципал нарушает условия контракта. Банк является гарантом обеспечения обязательств, а информация о выданной гарантии регистрируется в реестре Минфина РФ.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Закон и Право